|
|
|
Премии – не столько поощрение за ударный труд, как принято думать, сколько переменная часть зарплаты, зачастую составляющая большую часть заработка. Репрессивное депремирование является одной из самых частых и острых форм дискриминации в трудовых отношениях.
Говоря о дискриминации, обычно имеют в виду открытые проявления сексизма или национализма: всевозможные оскорбления, расовую сегрегацию и насилие. Но куда более распространенной и действенной является «дискриминация рублем», с которой повсеместно сталкиваются работники, пытающиеся отстоять свои права. Разрушить профсоюз, «сломать» участников забастовки, запугать трудовой коллектив – всех этих целей работодатели достигают, используя премии в качестве оружия.
Типичным примером является ситуация, сложившаяся на складах «ПДК-EMEX» в подмосковном Дзержинском. В декабре здесь произошла забастовка, поддержанная большинством рабочих. Несмотря на стойкость бастующих, работодатель отказался выполнить требования и начал давление на членов МПРА, принуждая их к выходу из профсоюза или увольнению. Говорит председатель комитета предприятия Григорий Сивачев: «За время забастовки «ПДК» раздул штат операторов за счет временных работников. Те, кто участвовал в коллективных действиях, оказались, как бы, лишними. В качестве наказания людей заставляют резать коробки вместо таджиков и узбеков, сократили им в два-три раза премию, не оплачивают больничные, не платят социальные пособия, гарантированные положением о социальной политике, компенсации за донорство. Сейчас люди получают 25-30 тысяч. Остались самые стойкие».
В отличие от многих предприятий, где премии начисляются как бог на душу положит, на «ПДК» действует положение, предусматривающее их выплату всем работникам, добросовестно выполняющим свои обязанности. При этом лишение премии профсоюзников никак не мотивируется. «Ежедневно работники получают электронный отчет, в котором отражается количество обработанных ими позиций и размер начисленной премии, - поясняет Сивачев, - Однако одному работнику (не члену МПРА) могут начислить 2500 рублей премиальных, а другому (участнику забастовки) – 300 рублей за одинаковый результат».
Казалось бы, налицо явное нарушение принципа «равная оплата за равный труд». Но прокуратура и другие государственные органы в упор не замечают дискриминацию. Недавно рабочие «ПДК» - 12 человек - были вынуждены буквально оккупировать приемную Люберецкой прокуратуры, требуя ответа на свое обращение, поданное в надзорный орган за месяц до этого. Оказалось, что прокуратура даже не озаботилась провести проверку и отослала работников в суд. Суды, однако, не спешат признавать дискриминацию по признаку членства в профсоюзе даже тогда, когда простоватые представители ответчика заявляют об этом в открытую. Рассказывает председатель первички МПРА в Самарской области Петр Золотарев:
«Активистка профсоюза на Тимашевской птицефабрике Татьяна Петровна Щепетова была уволена по сокращению штатов 1 декабря. До этого ей в течение трех месяцев не платили премию и даже медосмотр заставили проходить за свой счет. Неоднократно выносили ей надуманные дисциплинарные взыскания. Мы посчитали сокращение и лишение премий дискриминацией за профсоюзную деятельность и подали иски в суд. В итоге Щепетова была восстановлена на работе и добилась выплаты премий. Однако ни в том, ни в другом случае суд не признал факт дискриминации, хотя юрист работодателя проговорился, заявив, в оправдание депремирования, что Щепетова «вела агитационную работу». В решениях суда сказано, что работодатель не имел права сокращать работницу, так как та является членом участковой избирательной комиссии, а премии ей вернули, поскольку нам удалось доказать необоснованность вынесенных дисциплинарных взысканий».
В итоге, складывается интересная картина: несмотря на то, что трудовое законодательство запрещает дискриминацию и провозглашает свободу профсоюзной деятельности, надзорные и судебные органы в упор не замечают дискриминационные практики, которые прекрасно знакомы едва ли не каждому работнику и повсеместно используются работодателями для насаждения покорности. Очевидно, кому-то очень выгодно, чтобы равноправие в трудовых отношениях существовало лишь на бумаге, а завуалированная система штрафов процветала под видом депремирования. Автор: Иван Овсянников
|