Ситуация в ОАО «Мурманский судоремонтный завод морского флота» (СРЗ МФ), где в конце прошлого месяца в один момент уволилось все руководство предприятия, беспрецедентна для Мурманской области и потому продолжает привлекать внимание. Проблемы на СРЗ обострились в начале года, когда волевым решением генерального директора завода Геннадия Шопина работникам ни в январе, ни в феврале не были начислены традиционные надбавки за профессиональное мастерство к заработной плате.
Примерно с того же времени завод стоял практически без заказов, и все это не могло не привести к постепенному росту социальной напряженности на предприятии. Пиком стало известие об увольнении всего высшего менеджмента СРЗ как раз накануне визита в Мурманск президента РФ Владимира Путина. «Какова ситуация на Мурманском СРЗ сегодня, когда завод уже почти две недели работает «без головы?» - с этим вопросом мы обратились к председателю Мурманской бассейновой организации профсоюза работников водного транспорта Владимиру Цветкову.
- Сегодня, когда в док завода встал для планового ремонта атомный ледокол «Ямал», а люди занялись реальным делом, ситуация несколько стабилизировалась. Но это совсем не говорит о том, что проблемы и нашего завода, и судоремонта в регионе – решены.
- Владимир Петрович, а когда и с чего все это началось?
- Сейчас, видимо, можно говорить о том, что началом проблем стало соглашение двухлетней давности между главным акционером предприятия Андреем Дубинским, владеющим около 90 процентами акций, и компанией «Норильский никель» о продаже части имущества СРЗ.
- Уточните, какой именно части?
- Приблизительно половины. На территории, отошедшей к Норникелю, остался уникальный комплекс оборудования, предназначенный для ремонта валовых линий большегрузных судов, главным образом – ледоколов, в том числе и атомных. В течение двух лет Дубинский не позаботился о том, чтобы установить этот комплекс в другом, более теперь удобном месте. Этот и некоторые другие факты стали давать поводы для обеспокоенности работников судьбой своего предприятия. В самом деле, если оборудование, имеющее всего два аналога в стране, остается практически ненужным своему хозяину – Дубинскому, это не может не дать повод для разговоров о том, что будущее завода, мягко говоря, под вопросом. Тем не менее, несмотря на проблемы, предприятие в течение этого времени работало с прибылью. А в начале года – сначала в январе, а затем и в феврале, работникам «срезали» надбавки за профессиональное мастерство, сумма которых составляла ни много ни мало – до сорока процентов средней зарплаты по предприятию. При этом выплата этих надбавок гарантирована коллективным договором, заключенным между профорганизацией завода и работодателем.
- Как отреагировал профсоюз?
- Правовой инспектор Баскомфлота Михаил Линник два раза, в феврале и в марте, обращался по этому поводу в транспортную прокуратуру Мурманской области. И оба раза прокуратура обязывала руководство выплатить все недоначисленные ранее деньги. В ответ на это генеральным директором Шопиным был издан приказ: деньги выплатить. Но это был какой-то очень странный приказ, в нем не был указан срок, в течение которого надлежит его выполнить. В результате и по сей день денег работники СРЗ не получили. Как следствие, с предприятия начали уходить люди - высококвалифицированный персонал, найти замену которым вряд ли возможно при самом благоприятном разрешении ситуации. А потом на заводе узнали, что 28 апреля высшее руководство «по завершении срока трудового договора» уволилось, получив при этом причитающиеся при увольнении выплаты, общая сумма которых превысила сумму долга всему предприятию по тем самым надбавкам. В настоящее время обязанности генерального директора СРЗ исполняет находящийся, к слову, на больничном Олег Мазунов, обязанности которого, в свою очередь исполняет технический директор завода Александр Мастыло.
-Чем грозит нынешнее положение вещей предприятию?
- Я уже говорил, что с завода продолжают уходить люди. Вследствие этого теперь, когда в док встал атомоход «Ямал», у завода уже может не хватить собственных сил, чтобы качественно и в срок провести его ремонт. Далее – судьба комплекса для ремонта валовых линий так и не решена до сих пор. В России всего два аналогичных комплекса, ближайший из них в Санкт-Петербурге, второй – на Дальнем Востоке. Встает закономерный вопрос – где же ремонтировать суда ММП и атомные ледоколы в том числе? Речь идет о кризисе судоремонта в целом.
- Какие попытки предпринимались, чтобы изменить ситуацию?
- Наша профсоюзная организация уже обратилась к депутату Государственной Думу Игорю Чернышенко, спикеру Госдумы Борису Грызлову, в областное правительство – к главе департамента транспорта Петру Принцу и к губернатору Юрию Евдокимову. Видимо, еще будут обращения к первому вице-премьеру правительства России Сергею Иванову и к председателю морской коллегии при правительстве России Игорю Левитину. Действовать необходимо, проблема гораздо шире рамок отдельно взятого предприятия – если ледоколы будет негде ремонтировать, не замедлят последовать серьезные сложности на трассах Северного морского пути.
|