|
|
|
При официальной безработице в 22 000 человек, белорусская власть намерена приобщить к официальному труду еще 400 000 Но зачем?
В каком-то очередном труднообъяснимом порыве белорусская власть решила искоренять в стране то, чего до сих пор официально не существовало. В данном случае – тунеядство. Насчитав в государстве 400 000 лодырей и бездельников, Александр Лукашенко предложил одним махом приобщить их к труду. Каким образом – не понятно. Данная система мер должна быть разработана до 1 января 2015 года. МВД намерено также вернуть понятие "тунеядство" в КОАП и придумать за безделье наказание. "Пора прекращать это иждивенчество, 400 000 должны быть вовлечены именем революции в работу. Бездельников не должно быть в стране. Надо заставить этих людей работать и прекратить раздавать бесплатно блага тем, кто не работает", - заявил 20 октября Александр Лукашенко. Председатель Белорусского Конгресса демократических профсоюзов Александр Ярошук прокомментировал инициативу.
Насколько реально, что эта борьба с тунеядством будет успешной и кому она нужна?
Шума власти в этом деле поднимут много. Но ничего не добьются. Как-то раньше премьер-министр Михаил Мясникович заявлял о том же, но никаких серьезных мер никто не предпринимал. И сейчас, уверяю вас, будет то же самое. Ведь, чтобы заставить всех тунеядцев трудиться, надо вернуть СССР на территорию Республики Беларусь. Он у нас в определенной степени присутствует, но все измерения современного мира нам также присущи.
А заявления такие делаются, потому что человек безнадежно остался в добром старом советском прошлом. Именно этим прошлым он измеряет действительность и выстраивает соответствующую политику. "Тунеядцы", "именем революции" – эти слова, как пароли. Сама риторика не требует дальнейших пояснений. Она также демонстрирует, что человеку неведомы демократические принципы. Потому что демократическое открытое общество предполагает, что гражданин сам распоряжается своей судьбой. Грубо говоря, какое дело государству до того, работает человек или нет. Конечно, если это государство не Северная Корея. Никто нигде в цивилизованных странах не позволяет себе бесцеремонно вторгаться в частную жизнь. Даже в самых экономически развитых странах есть безработные. Заметьте, там их тунеядцами никто не называет.
Кстати, в Беларуси же безработных практически нет.
У нас по статистике 22 000 безработных и тут, откуда ни возьмись, еще 400 000 тунеядцев. Что это за цифры? Я думаю, берут общую численность трудоспособного населения, их у нас свыше 5 млн человек, и вычитают из них количество официально занятых в экономике - около 4 миллиона 650 тысяч человек, и получают 500 000, которые нигде не задействованы. Для 100 тысяч из них наш человеколюбивый президент выписал индульгенцию. Оставшимся 400 000 повезло меньше – «именем революции» их попытаются заставить работать.
А они действительно не работают?
Конечно, подавляющее большинство из них трудится. Многие работают, но не афишируют свою деятельность. Многие просто держат трудовые книжки в одном месте, а работают в другом. Многие работают на двух-трех работах, чтобы свести концы с концами. Многие выезжают на заработки в другие страны. Так что у всех ситуация разная и подходить с одним решением к судьбам сотен тысяч человек нельзя.
Кроме того, куда Александр Лукашенко собирается трудоустраивать людей? Во-первых, у нас переизбыток рабочей силы, особенно на крупных промышленных предприятиях. Многие из них не загружены, переходят на "четырехдневку" и на "трехдневку". Во-вторых, государственная политика не дает возможности развиваться малому и среднему бизнесу, способному дать шанс на собственное дело и рабочее место многим десяткам, если не сотням, тысяч тех, кого руководство государства неосторожно отнесло к тунеядцам.
Называть всех, кто из экономически активного населения не занят официальной трудовой деятельностью тунеядцами – очень смело. Вместо того чтобы принуждать людей заниматься трудовой деятельность в том понятии, которое вкладывает в это государство, а попросту говоря, идти по пути расширения сферы применения принудительного труда, возвращающего нас в мрачные времена средневековья, нужно открывать страну и либерализировать экономику.
Но, может, весь шум поднят не с целью заботы о трудоустройстве людей? Просто денег в бюджете мало и власть хочет сократить расходы, прекратив поддерживать неработающих. Как сказал Лукашенко: "надо прекратить раздавать бесплатно блага тем, кто не работает".
Я тоже обратил на это внимание. Но чтоб не раздавать бесплатно блага, надо переходить к рыночной экономике, которая предполагает, что люди могут иметь больше возможностей зарабатывать и меньше пользоваться протекционизмом со стороны государства. Хотя какие такие получаемые блага могут заставить 400 000 человек из-под палки работать? Кроме того, как эти блага вычислить и вычленить? Допустим, в семье из четырех человек один официально не работает. Какие счета будет вводить государство, чтобы лишить этого человека льгот на оплату ЖКХ, тем более, что они сами по себе постоянно сокращаются?
Как вообще фиксировать местонахождение и занятие людей, когда они постоянно перемещаются, в том числе выезжают за пределы страны и возвращаются обратно? Какую бюрократию для этого надо развести и скольких чиновников расплодить? Бред какой-то. Это возможно только в одном случае - нужно сделать общество таким же стерильным как во времена СССР, закрыть границы, прекратить трудовую миграцию и так далее.
Может быть, искушение выстроить какое-то подобие Гулага у руководства государства и существует, но такая задача ему не под силу. Поэтому шума будет поднято много, а сделано мало. Только грустно становится от этого архаичного, пещерного мышления. За 20 лет нужно было бы освоить другие уроки управления страной, ведущие ее не к прозябанию на обочинах мировой цивилизации, а к процветанию.
|