|
|
|
Минтруд РФ предложил как один из шагов реформирования пенсионной системы России лишить учителей и врачей права на досрочную пенсию. Рекомендации Правительству были направлены в письме. Сейчас министерство уточняет, что пока это просто рабочие документы, а не конкретные предложения.
На данный момент, медицинские и педагогические работники могут выходить на пенсию, отработав 30 лет, а врачи, работающие в сельской местности, – при стаже в 25 лет. Кроме того, льготные ранние пенсии выдаются работникам вредных производств – к ним еще недавно относились и врачи с учителями.
Минтруд предлагает ликвидировать досрочную пенсию постепенно – увеличивать стаж с нынешних 25-30 лет до 40 лет не сразу, а добавляя к этому пределу по три месяца в 2017-2020 годах, а потом, с 2021 года, - по шесть месяцев в год. Это может затронуть 48 с лишним тысяч человек, позволив государству сэкономить уже в 2017 году почти 1,5 миллиарда рублей.
Право на досрочную пенсию врачи и педагоги получили еще в 1920-х годах. Тогда эта работа была очень нужной для страны, но не привлекательной для работников, платили за нее мало. Прошло сто лет, но в ситуации мало что изменилось. Врачи и учителя до сих пор не стали у нас высокооплачиваемыми профессиями, а предложения срезать право раннего выхода на пенсию выдвигалось и ранее. Так, в 2012 году департаментом образования Москвы был создан Институт гуманитарного развития мегаполиса (ИГРМ) – он выступал в роли эксперта-советника органов госвласти. Тогда Институт предложил Министерству труда начать пенсионную реформу с постепенной отмены досрочных пенсий для сотрудников вредных производств. Логика предложения была в том, что тогда досрочников насчитывалось до 10 млн человек, а на их содержание уходило около трети дефицита Пенсионного фонда РФ. Но многие из тех, кто получали раннюю пенсию, ею не пользовались, а продолжали работать. Правда, эксперты предлагали компромисс: если уж лишать льготников их ранних пенсий, то компенсировать это повышением зарплат.
Уже позже похожие предложения стали появляться вновь. Например, – чтобы получить льготную пенсию, предлагалось заработать еще и профзаболевание. Или обязать работников получать досрочную пенсию не от государства, а из неких корпоративных негосударственных пенсионных систем, созданием которых должны были озаботиться работодатели. Однако противники таких идей отмечали, что отмена льготных пенсий приведет к тому, что и без того непростые профессии, со сложными условиями труда и низкой зарплатой, вообще перестанут привлекать к себе интерес молодежи, и на место нынешних врачей и учителей никто не придет.
Как отмечают профсоюзы, для врачей отмена ранних пенсий уже не за горами – на местах их уже лишают статуса вредного производства. А ведь это одно из условий раннего выхода на пенсию. «Уже видна тенденция – снимают вредность с учителей и врачей. По всей России проводят Специальную оценку условий труда в учреждениях и снимают вредность на рабочих местах», – рассказывает Анна Землянухина, зампред горкома профсоюза работников здравоохранения «Действие».
Как отмечают в профсоюзе, часто проведение СОУТ, по результатам которой и происходят уменьшение класса вредности рабочего места, происходит путем разных хитрых подтасовок, некорректного заполнения документации и других нарушений. Доходит до абсурдных вещей. Так с рентгенологов снимают вредность за лучевую нагрузку. С хирургов, которые при операции могут заразиться инфекционными заболеваниями, - снимают вредность за риск заразиться гепатитом С. Как следствие, медиков лишают раннего выхода на пенсию, а также ряда льгот, вроде укороченного рабочего дня, доплат к зарплате, дополнительного отпуска. Например, большинству хирургов положено 63 отпускных дня, но теперь повсеместно им дают только 28 дней.
Пока вредность остается только у врачей, работающих с туберкулезом, и в психиатрии. В итоге, отмечает Анна Землянухина, фактически у врачей и так уже не осталось права раннего выхода на пенсию. «При этом психоэмоциональная нагрузка только возрастает. Пациенты требовательные, на работе тоже требования повышаются. Люди будут раньше выгорать. Это будет отрицательно сказываться на работе», - заключает Землянухина.
«Я не понимаю, чем может быть обоснован отказ от досрочной пенсии для педагогов и врачей, – поделился своим мнением Андрей Демидов, сопредседатель Профсоюза "Учитель". – Основанием, чтобы в свое время ее установить для этих категорий было то, что труд учителя характеризуется повышенной эмоциональной напряженностью, нагрузкой. Есть и профзаболевания у учителей, например, нагрузка на голосовой аппарат, опорно-двигательный аппарат. Если бы нам доказали, что все эти факторы вдруг устранились и у нас уже не вредная работа, это можно было бы обсуждать. Но это не так. Так что пока это выглядит как бюджетная экономика: денег нет – значит, и пенсий не будет. Мы категорически против».
Андрей Демидов, кстати, отмечает, что сейчас у учителей нагрузка еще больше, чем раньше. Введение электронных средств не облегчает, а осложняет работу – это дополнительная нагрузка и на зрение, и на психику. «Тут даже надо подумать, не добавить ли вредности! Педагог работает в более сложном техническом поле».
Представитель педагогического профсоюза убежден, что людям нужно дать выбор – или работать, или выходить на пенсию. Но при этом человек должен иметь возможность существовать на эту пенсию. «В школе серьезные нагрузки, и если мы не хотим, чтобы люди умирали на рабочем месте, нужно ограничивать возраст педагога для работы. Но это можно делать только тогда, когда зарплата и пенсия будут на достойном уровне», - уверен Демидов.
А пока учителя в большинстве своем не стремятся воспользоваться правом на льготную пенсию, а работают до предела. «Если бы в них не было нужды, их бы не держали на работе. Большой процент пенсионеров-учителей – это не заслуга, а беда», – замечает Андрей Демидов. Очевидно, что большинство бы предпочли спокойно выйти на пенсию и восстанавливать здоровье. Ведь с годами сложно выдерживать нагрузки, и эмоциональное выгорание никто не отменял. Но ни пенсия, ни зарплата не обеспечивает поддержание жизни – можно прожить только на оба этих источника финансирования, или же работать на нескольких ставках.
А если представить, что пенсионеры уйдут на положенную им пенсию, школа окажется в вакууме. «Работать станет некому. Сразу выбросим 20 процентов учителей. Так что планы еще и отменить выплаты пенсий работающим пенсионерам могут подорвать ситуацию. Я думаю, выход только один: планомерно повышать размеры пенсии и коэффициент замещения – ту долю заработка, которую эта пенсия замещает. А административно запрещать что-то – очень опасно. Это приведет к катастрофе и образовательной, и социальной».
|