Проверки грядут не только в российских портах, где, по мнению нового премьер-министра Зубкова «много мутного и непонятного», но и в крюиноговых и судоходных компаниях, где мутного, порой, не меньше. И если первые проверят по инициативе Правительства, то последние – по инициативе РПСМ, являющегося участником Межведомственной рабочей группы, созданной при Минтрансе РФ.
Главной целью проверок станет выявление фактов нарушения трудового законодательства РФ в части соблюдения и обеспечения защиты социально-трудовых прав моряков, работающих на российских судах, находящихся в бербоут-чартере (суббербоут-чартере) у иностранных владельцев.
РПСМ уже давно занимается проблемой бербоут-чартера и суббербоут-чартера. Еще в 2005 г. в Минтрансе РФ была создана межведомственная рабочая группа с участием представителей Минздравразвития, Ространснадзора, Федеральной службы по труду и занятости, СОРОССа, Ассоциации судоходных компаний, РПСМ и ПРВТ. И вот, наконец, к мнению РПСМ прислушались внимательно.
В результате тщательного анализа действующего законодательства, участники рабочей группы пришли к важному выводу, что в соответствии с п.п.1 и 2 ст. 15 КТМ РФ иностранные фрахтователи вообще не наделены правом эксплуатировать морские суда, плавающие под Государственным флагом РФ.
Иными словами, судовладельцем судна, плавающим под флагом РФ, а, соответственно, и работодателем для членов экипажа, должно выступать российское юридическое лицо. Как показывает практика, данные требования КТМ не соблюдаются, более того, наблюдается четкая тенденция к увеличению количества подобных нарушений. Одной из важных составляющих устранения нарушений должны стать изменения в законодательстве.
А важным шагом к предстоящим нововведениям должен стать всероссийский совместный мониторинг обеспечения национальной юрисдикции на судах под флагом РФ, результаты которого должны быть направлены в Федеральную службу по труду и занятости к 1 ноября 2007 г.
|