Ровно в 00.00 28 ноября начнется общероссийская забастовка железнодорожников, членов Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ). Главными требованиями членов профсоюза к работодателям (ОАО «РЖД») являются увеличение минимального размера оплаты труда и включение представителей РПЛБЖ в состав комиссий по заключению коллективных договоров. Пока объявлена суточная забастовка.
Как сообщил Евгений Куликов, председатель РПЛБЖ, забастовка коснется следующих регионов и городов: Санкт-Петербург и область, Москва и область, Вологда, Воронеж, Тула, Курск, Пермь, Свердловская область, Северо-Муйск. Забастовка примет разные формы: полная остановка работы, работа «по правилам», отказ от сверхурочной работы, отказ от работы из-за угрозы жизни работникам. Также не исключено массовое заболевание работников и даже эпидемия.
Пока более двух тысяч работников уже выразили намерение принять участие в акции, что достаточно, чтобы создать крупные проблемы на железной дороге соответствующих городов. Тем более, что количество может оказаться намного больше в конечном итоге. Свободные профсоюзы заявляют о поддержке акции. Например, профсоюз «Соцпроф», который тоже объединяет работников железной дороги, выразил готовность присоединиться.
Проблем, действительно, накопилось много, начиная от зарплаты и заканчивая условиями труда и безопасностью. Сейчас, по озвученным Куликовым цифрам, после подсчета коэффициентов уборщица подвижного состава может заработать всего-навсего порядка 6 тысяч рублей в месяц, проводник вагона зарабатывает от 8 до 13 тысяч рублей в месяц, машинист, в зависимости от региона, от 13 до 35 тысяч.
Для информирования пассажиров подготовлены информационные листы, чтобы люди поняли, что забастовка – необходима мера для обеспечения их собственной безопасности. Ведь в погоне за прибылью, работодатель совершенно забывает о создании нормальных условий работы, а переработки не могут не сказаться на безопасности пассажиров.
Тем временем, работодатель, который уже давно получил уведомление о забастовке вместе с требованиями, даже не попытался начать переговоры. Руководство ОАО «РЖД» уже говорит о том, что забастовка будет незаконной и применяет любимый метод запугивания. Активистам, как рассказал Куликов, угрожают менеджеры ОАО «РЖД», в том числе, увольнением, в некоторых местах подключились сотрудники ФСБ, МВД и прокуратуры. Уже начался набор штрейбрейкеров на места профсоюзных активистов.
По поводу законности забастовки – весьма затруднительно законно бастовать в отрасли жизнеобеспечения. Но Евгений Куликов заявляет, что в Трудовом кодексе нет прямого запрета на забастовку для работников транспорта. По его словам, в 2002 году это подтвердило решение Верховного Суда.
Само собой, официальный дорожный профсоюз «Роспрофжел» (входящий в структуру ФНПР) не поддерживает забастовку. 14 ноября его руководство, вместе с правлением ОАО «РЖД», с помпой отметили заключение очередного коллективного договора компании на 2008-2010 годы. Председатель «Роспрофжел» Николай Никифоров публично обвинил коллег из «альтернативного» профсоюза в безответственном поведении. Он заявил журналистам, что объявленная забастовка – «абсолютно популистская акция». По его словам, лидеры РПЛБЖ заявили о намерении провести забастовку накануне подписания коллективного договора. Между тем, в РПЛБЖ напоминают, что именно отказ работодателя признать его право на участие в комиссиях по заключению коллективного трудового договора – одна из главных причин, по которой железнодорожники вынуждены прибегнуть к забастовке.
|