Миграция населения и трудовых ресурсов является сегодня объективным процессом во всем мире. Проблемы связанные с трудовой миграцией в России крайне остры и актуальны. В разделе размещены материалы посвящённые трудовой миграции, ее регулированию, а также комментарии государственных и общественных деятелей.
Испания: Массовые акции протеста прошли по всей стране в знак несогласия с реформой образования. Как сообщили испанские СМИ, в самой масштабной демонстрации в Мадриде приняли участие 20 000 студентов.
Германия: Правительство страны одобрило и отправило на рассмотрение в бундестаг законопроект, целью которого является выравнивание мужских и женских зарплат.
Тезисы доклада А.В. Плышевского к Учредительному съезду Союза профсоюзов России
Чуть больше недели назад в Ярославле прошел мировой политический форум, на котором глава нашего государства Д. Медведев описал основные требования к современному демократическому обществу.
Среди них такие требования, достижению которых, на мой взгляд, должно способствовать наше новое объединение.
По мнению Президента, в демократическом государстве должен поддерживаться высокий уровень технологического развития, должны стимулироваться научная деятельность и внедрение инноваций, что в конечном итоге приведет к производству достаточного количества социальных благ для граждан государства, достаточного для достижения достойного уровня их жизни, увеличит доходы общества и граждан, обеспечит рост производительности труда. Свободное, демократическое государство должно быть способно защитить своих граждан.
Так вот целью нового Общероссийского объединения профсоюзов является создание организации, которая превратится в мощный инструмент борьбы за улучшение трудовых и социальных условий населения, защиты трудовых прав и постоянного контроля за развитием экономических и трудовых отношений между работниками и работодателями.
В то же время эта организация, объединяя наиболее социально и экономически активную часть населения через независимые профсоюзы и их объединения, нацелена на решение задач социального, инновационного и модернизационного экономического развития страны.
Задачи Союза профсоюзов России можно разделить на 3 уровня (смысловых блока):
Задачи в области государственной социальной политики
Задачи в области повышения социальной ответственности предприятий перед своими сотрудниками
Задачи совершенствования работы непосредственно самого профсоюзного объединения.
1.Задачи в области государственной социальной политики
1.1.Создать работоспособную структуру, базирующуюся в первую очередь на широкой (массовой) поддержке трудовых масс и всего населения для преодоления нескольких социальных, экономических и политических кризисов, а именно: кризиса легитимности власти, связанного с обещаниями, ожиданиями и проявлениями недовольства; кризиса участия, вызванного созданием правящей элитой искусственных препятствий участию представителей других социальных групп, слоев в управлении; кризиса распределения, выражающегося в росте угрожающего разрыва в доходах бедных и богатых; кризиса идентичности.
1.2.Внести в трудовое законодательство, а возможно и в другие нормативные документы положений, стимулирующих работодателя на создание профсоюзных организаций (например допуск к конкурсам на государственные подряды только социально-ответственных компаний, имеющих профсоюзные организации, возможны и налоговые льготы для компаний направляющих финансовые средства на социальное развитие своих работников).
1.3.Подвергнуть ревизии существующие положения в законодательстве, и при необходимости, внести новые, касающиеся обеспечения деятельности профсоюзных организаций, защиты активистов и профсоюзных работников, обязательности мер административного и судебного реагирования на обращения профсоюзных организаций по выявляемым нарушениям трудового законодательства, нормативных документов по охране труда.
1.4.Ввести в действующее законодательство необходимые регламенты и процедуры, позволяющие проводить забастовки солидарности, отменить запрет на защиту работниками своих трудовых прав путём объявления забастовки на транспорте, или, в случае невозможности данной отмены установить строгую отчётность перед государственными компаний осуществляющих свою деятельность на транспорте за строгое соблюдение трудового законодательства и норм охраны труда, установить ограничение на получение государственных субсидий в случае выявления фактов ухудшения социального положения работников.
1.5.Организовать систематическое давление на работодателей необходимое для того, чтобы вдохнуть жизнь в права, записанные в законах. Без нового подъема деятельности профсоюзов, движение в поддержку прав, определенных законами о труде, социальных прав граждан потеряет силу. И тогда у миллионов отчаявшихся рабочих не останется надежды на защиту своих прав. Однако сама по себе ни одна система правового регулирования не может путем административного приказа или судебного постановления установить и привести в исполнение внутренние правила на миллионах предприятий., ни один правовой режим не возможен без открытого выражения своего мнения рабочими, чьи голоса никогда не зазвучат, если какая-нибудь организация не защитит их от последствий такого поступка.
1.6.Создать на базе профсоюзов платформу для выражения мнения самыми широкими слоями населения по вопросам социально-экономического развития страны. Данные мнения и предложения должны систематизироваться, изучаться и анализироваться, затем на их базе должны формироваться и направляться в соответствующие органы государственной власти, либо соответствующие объединении работодателей конкретные предложения, которые должны безусловно отрабатываться. Таким образом, появляется возможность привлечь к решению задач социального развития страны широких масс и слоёв населения, создаётся инструмент налаживания полноценного диалога и сотрудничества между государством и институтами гражданского общества, что позволяет государству выступать не в качестве контролера и надзирателя, а главным образом, как координатора социально-экономических отношений. Всё это должно помочь профсоюзам стать современным инструментом социального партнерства, создать систему выработки совместных решений в сфере социальных отношений и стратегии социально-экономического развития страны.
1.7.Принимать участие в создании государственной системы мотивации и условий здорового образа жизни экономически активной части населения, создавать условия для трудоустройства людей, особенно тех, кто находится под риском увольнения, уделять внимание опережающему профессиональному обучению, организации общественных работ, созданию временных и постоянных рабочих мест, осуществлять контроль за оказанием адресной поддержки сотрудников, в том числе и в переезде в другую местность.
1.8.Участвовать в программе развития кадрового потенциала страны, анализировать потребность в обучении и переобучении работников наиболее востребованным на рынке специальностям, поднимать приоритет рабочих специальностей, содействовать возрождению системы профессионального образования, обеспечивая трудоустройство по специальности и поддержку выпускникам данных учебных заведений. Привлекать трудовые ресурсы в реальный сектор экономики.
2.Задачи в области повышения социальной ответственности предприятий перед своими сотрудниками.
2.1.Инициировать и начать формирование нравственных норм и деловой этики, правил взаимоотношения между бизнесом и обществом основанных на принципах социальной ответственности бизнеса и на приоритетности задач социального развития, как конечной цели экономического развития страны. Сегодня среди российской элиты все более распространенным становится представление о «свободных рынках» и сопутствующем им низком уровне государственной социальной защиты как о «естественных» экономических реалиях. В России, при достаточно высоком базовом уровне декларируемых законом трудовых прав, наблюдается эрозия этих прав и на практике, а теперь и в законодательстве. Законы подменяются корпоративными кодексами и правилами, многие положения которых противоречат на только нормативно-правовым документам, но, зачастую, и этическим нормам. Профсоюзам необходимо провести аудит корпоративных кодексов и правил, внутренних регламентирующих документов, и, при необходимости добиться их изменения, а в дальнейшем принимать непосредственное участие в их разработке.
2.2.Поддерживать развитие среднего класса в стране, как наиболее заинтересованного в развитии экономики и социальных отношений. Средний класс определяется не уровнем доходов, а наличием экономической независимости от государства или корпоративного бизнеса. Профсоюзам необходимо сформулировать и представить власти и бизнесу свои соображения об ожидаемом уровне социальных стандартов и защищенности граждан Необходимо добиваться таких условий и зарплат, чтобы работники могли послать своих детей в университеты, обеспечить нормальные и достойные жизненные и бытовые условия своим семьям. В настоящий момент государственной экономике наблюдается исчезновение «хозяев» и все больше и большестановится «менеджеров» и отчужденных от производства рантье. Отсутствие сильного профсоюзного объединения позволяет ликвидировать высокооплачиваемые должности и отдавать работу трудовыммигрантам, зачастую живущих за гранью нормальных социальных условий и не требующих никаких социальных гарантий. При этом доходы управленческого суперкласса подскочили вверх, и общественная пропастьмежду ними и работниками существенно расширилась. Еще хуже дело с социальным обеспечением. Все больше и больше работников оказываются без социальных пакетов либо получают их в сильно урезанном виде. Все больше и больше рабочих на полной ставке не способны обеспечить прожиточный минимум для своих семей. Большинство людей в России сегодня живут недопустимо для уважающего себя профсоюзного движения.
2.3.Обеспечить безусловное соблюдение трудового законодательства, норм охраны труда и размеров среднеотраслевых зарплат на предприятиях и в компаниях, использующих труд рабочих-мигрантов. В настоящее время данные компании выпадают из правового поля и остаются без общественного контроля. По существу сегодня, данный тип наемных работники является по существу объектом торговли рабочей силой –фактически рабами нового типа. По существу, рабочие, являющиеся гражданами своей страны вынуждены конкурировать с трудовыми мигрантами, демонстрируя, чей труд самый дешевый, кто готов смириться с самыми худшими трудовыми условиями. Иначе говоря, кто готов принять на себя самую большую жертву во имя создания большей прибыли, которой с ними не делятся. Необходимо через отраслевые профсоюзы организовывать работников, подвергающихся более чем обычному риску эксплуатации, - рабочих-мигрантов (легальных и нелегальных), добиваться создания для них нормальных социальных условий, повышения оплаты и получения медицинской страховки. Профсоюзы должны воздействовать и на работодателей и на их клиентов, в том числе на государственные организации, пользующиеся услугами таких компаний.
2.4.Создать систему социального мониторинга трудовых коллективов. Не допускать проявлений социальной напряжённости, вызываемой, с одной стороны, безответственным отношением руководителей на местах к вопросам безопасности, охраны труда, технологической дисциплины, сохранения высокопрофессионального персонала, отсутствием информированности коллективов о происходящих в компании переменах и, с другой стороны, нарушениями трудовойи исполнительской дисциплины, браком в работе, отсутствием заинтересованности работников в высокопроизводительном труде, недоведением до руководства компанииобъективной информации «снизу» о проблемах, возникающих в трудовых коллективах.
2.5.Разработать и внедрить на практике универсальный набор базовых индикаторов как часть отчетности организаций, позволяющий оценивать эффективность работы по реализации планов, соглашений и договоров, направленных на оптимизацию социально-трудовых отношений с учетом перспектив личностного развития сотрудников. Оценивать на основании данной отчётности показатели социальной ответственности компаний и предприятий, рациональность распределения результатов его основной деятельности с точки зрения удовлетворения интересов бизнеса, работников и государства и добиваться содействия со стороны государственных органов власти по государственной поддержке организаций, которые имеют лучшие вышеуказанные показатели.
2.6.Участвовать на полноправной основе в проведении социальной экспертизы конкретных бизнес-проектов, особенно в контексте повышения их социальной составляющей. Большой бизнес не выполнил своей части общественного договора и экономический рост не привел к росту благосостояния для всех, поэтому любые бизнес –проекты и планы развития должны быть в первую очередь направлены на социальное развитие, а не только на повышение экономической эффективности, результат которой в очередной раз приведёт к увеличению богатства меньшинства и обнищанию большинства.
3.Задачи совершенствования работы непосредственно самого профсоюзного объединения.
3.1. Разработать меры по вовлечению в профсоюзное движение большего числа работников, за счет улучшения имиджа профсоюза, как гаранта трудовой защиты и помощи его членам, Многие профсоюзы пришли к выводу, что их роль – это защита трудовых прав работников. Другие, по видимому, остановились на роли социальных подразделений предприятий по распределению материальных пособий и других льгот, которые работодатель обеспечивает своим работникам. Независимо от выбранной роли профсоюзам ясно, что подавляющему большинству российских граждан не хватает необходимой и элементарной трудовой защиты и помощи. Если просто касаться заработной платы, то похоже, что у профсоюзов в их нынешнем состоянии не хватает либо способности, либо воли бороться за существенные улучшения в жизни своих членов. Несомненно, профсоюзы потеряли многих членов и влияние частично из-за падения морального авторитета. Слишком часто профсоюзы терпимо относятся к нарушению трудовых прав работников, норм охраны труда, или, что еще хуже, начинают вести политическую игру для защиты собственных интересов.
3.2. Выработать общую информационную политику профсоюзного движения, создать информационное пространство и информационные каналы не только для решения задач борьбы трудящихся за свои права и охраны труда, но и вопросы социального развития предприятий, государства и общества. Информационная политика- это непрерывный процесс, который строится на целенаправленном сборе, получении и обработке социальной информации о деятельности всех сторон социального партнерства позволяют органам государственной власти и местного самоуправления получить наиболее широкую и достоверную информацию относительно социального климата на всех уровнях хозяйственной деятельности и, соответственно, иметь возможность более целенаправленно и плодотворно воздействовать на всю систему социально-экономических отношений.
3.3.Увеличить количество наёмных работников, вовлечённых в профсоюзное движение невозможно без проведения большой разъяснительной работы. Многие профсоюзы пришли к выводу, что их роль – это защита трудовых прав работников. Другие, по видимому, остановились на роли социальных подразделений предприятий по распределению материальных пособий и других льгот, которые работодатель обеспечивает своим работникам. Независимо от выбранной роли профсоюзам ясно, что подавляющему большинству российских граждан не хватает необходимой и элементарной трудовой защиты и помощи. Если просто касаться заработной платы, то похоже, что у профсоюзов в их нынешнем состоянии не хватает либо способности, либо воли бороться за существенные улучшения в жизни своих членов. Несомненно, профсоюзы потеряли многих членов и влияние частично из-за падения морального авторитета. Слишком часто профсоюзы терпимо относятся к нарушению трудовых прав работников, норм охраны труда, или, что еще хуже, начинают вести политическую игру для защиты собственных интересов.
3.4.Необходимо улучшить имидж профсоюзного движения, только так возможно привлечение в ряды профсоюзов новых членов. Необходимо помочь работникам увидеть, что их проблемы это проблемы и многих других работников, и что их собственный интерес, а именно решение этих проблем, фактически является общим интересом. То есть, собственный интерес каждого работника – вступить в профсоюз и помочь его строить, а также твердо выступать в защиту своего профсоюза и своего права на объединение. Таким образом, работники получают определенную и осязаемую ценность, превышающую риск возможных потерь. Эта ценность – не абстракция. Она состоит, во-первых, в реальном решении проблем работников. Во-вторых, просто-напросто в возможности зачастую решить эти проблемы самостоятельно, не прибегая к помощи административных и судебных инстанций, что является самой сутью профсоюза. Для большинства работников сильный, активный профсоюз является единственным способом достичь гарантированного решения проблем материальных (зарплата, жилье, соцпакет и т.д.) либо нематериальных (уважение начальников, организация труда, управляющие решения, и т.д.). Поэтому основная задача объединения не в том, чтобы убеждать рабочих, в необходимости для них профсоюза, а в том, чтобы помочь рабочим самим убедиться в возможности самостоятельно решать беспокоящие их проблемы.
3.5.Организовать подготовку профсоюзных кадров, которые смогут на равных и на одном языке вести диалог как с работодателями, так и государственными органами, кадров, обладающих компетенциями, определенным уровнем профессионализма и возможностями оценить экономические и социальные последствия выдвигаемых профсоюзами требований. Данные кадры должны быть в первую очередь настроены не на борьбу, а на социальное партнёрство, при этом должны уметь и разрешёнными силовыми методами отстаивать права и требования профсоюзных организаций. Многиенаёмные работники мало верят в собственную способность решать проблемы, которые определяют их повседневную жизнь. Идея централизации и вертикали власти касается не только государственных органов, но и практически всех организационных структур, с которыми человек сталкивается. Такой строй учит людей, что фактически и решения принимаются, и проблемы решаются только наверху. Профсоюзные лидеры должны показывать работникам, что при обращении в профсоюз, их голос будет услышан, а проблемы будут решены.
14 февраля в Находке стартовала Неделя действий против удобных флагов. В первый день инспекторы ДВРО РПСМ посетили с проверкой четыре судна. Результаты оказались неоднозначными.
Германия: Воспитатели немецких дошкольных учреждений и учителя школ во вторник объявили забастовку. Участники акции протеста требуют 6-процентного увеличения зарплаты.
Бангладеш:Глобальный союз IndustriALL и Глобальный союз UNI совместно запустили онлайн кампанию, призывающую правительство страны немедленно и безоговорочно освободить профсоюзных лидеров швейной промышленности.
Италия: Глобальный союз IndustriALL и энергетический гигант Eni продлили глобальное рамочное соглашение, договорившись о расширении прав 33000 работников, напрямую нанятых компанией в 65 странах мира.