|
|
|
9 апреля 2010 года в Ростове-на-Дону 300 авиадиспетчеров начали отказываться от приема пищи, причем только во время работы. Получилась частичная голодовка.
Позже к ним присоединились коллеги из более чем 50 городов России. Не имея возможности устроить забастовку (это официально запрещено законом с 2005 года), диспетчеры голодовкой пытались добиться продления старого договора с работодателем.
По нему зарплата сотрудников индексировалась дважды в год. По новому договору, вступившему в силу 24 марта 2010 года, оплата труда увеличивалась один раз в год.
Акция протеста продлилась чуть больше месяца и, ничем не кончившись, завершилась 28 апреля. Профсоюз хотел предпринять другие протестные акции после 15 мая.
Кстати, полноценной голодовкой действия диспетчеров назвать нельзя. По закону они должны проходить медицинское освидетельствование перед каждой сменой, поэтому не есть вообще работники не могли.
Вместо этого они, по их собственным словам, ввели себе ограничения в приеме пищи. То есть при графике работы сутки-трое диспетчеры ели только на службе и за день до выхода на смену.
Пишите письма:
Работодатель действовал на опережение. Организация акций протеста стала невозможной после определения Савеловского районного суда 13 мая по иску от Федерального агентства воздушного транспорта.
По решению суда авиадиспетчеры «не могут распространять документы, содержащие призывы к проведению забастовки и совершению иных действий, влекущих прекращение работы».
Им также запрещено «совершать действия, направленные на прекращение работы, как средство разрешения коллективного трудового спора и иных конфликтных ситуаций».
Лидер Федерального профсоюза авиадиспетчеров Сергей Ковалев разъяснил «Труду», что на самом деле суд будет только 27 мая, а запрет — это не что иное, как обеспечение иска, возможность работодателя запретить сотрудникам данные действия вплоть до суда. Иными словами, профсоюзу запрещено распространять призывы к забастовкам и прекращать работу до суда.
Но Сергей Ковалев уверен, что это шум на пустом месте, авиадиспетчеры и так не хотели делать ничего подобного. Просто в начале мая во многих регионах прошли собрания, где работники говорили о более действенных мерах влияния на работодателя.
И договорились: написали письмо президенту Дмитрию Медведеву.
А в нем попросили им все же разрешить проводить забастовки.
«Это чистой воды популизм и демагогия. Ковалев с мая прошлого года пишет письма Медведеву и Путину», — уверен Андрей Прянишников, помощник генерального директора Госкорпорации по организации воздушного движения.
Странный запрет:
В 2005 году авиадиспетчерам пытались запретить в судебном порядке голодать. «Как можно обязать работников принимать пищу?» — возмущается Ольга Крылова, ведущий специалист по правовым вопросам компании «Центр социально-трудовых прав», и отмечает, что в международной практике разрешено проведение ограни-ченных забастовок для таких работников.
По ее мнению, и определение Савеловского суда как минимум вызывает недоумение.
«Под судебный запрет подпадает в том числе прекращение работы в конце смены или увольнение, если при этом работник выразил недовольство ситуацией на работе!» — удивляется Ольга Крылова.
Она уверена: все проблемы от того, что авиадиспетчеры вообще не имеют законных способов решения конфликтов с работодателем.
А вот по мнению руководства, введение таких жестких мер спровоцировано самим же профсоюзом. «Группа жуликов во главе с Ковалевым (президент ФПАДа. — „Труд“) не имеет никакого отношения к авиадиспетчерам и реализует только личные амбиции», — считает Андрей Прянишников.
Голодовки не прошли:
Российский профсоюз авиадиспетчеров не единственный столкнулся с попытками работодателей противостоять всем возможным проявлениям недовольства.
Несколько лет назад работодатель подал иск и на Российский профсоюз локомотивных бригад железнодорожников.
«Нас хотели привлечь к ответственности за распространение в поездах листовок, в которых разъяснялись требования работников к РЖД и были объяснения акций протеста», — вспоминает Евгений Куликов, лидер РПЛБЖ. Но суд так и не удовлетворил желание работодателя получить.
В группе риска:
На месте авиадиспетчеров может оказаться кто угодно.
В России запрещено бастовать очень многим. Даже тем, кому забастовки юридически разрешены, реально их провести очень сложно.
«Поэтому работники начинают искать другие формы: голодать, брать людей в заложники или перекрывать трассы. Или жалуются в налоговую, продают информацию конкурентам», — говорит Ольга Крылова из Центра социально-трудовых прав.
«Ситуация с авиадиспетчерами вписывается в общую тенденцию», — считает Александр Шершуков, секретарь ФНПР.
Компании часто прибегают к судебным запретам на протест сотрудников. В частности, по словам Шершукова, с судебным запретом на забастовку столкнулись работники Туапсинского морского торгового порта.
Громкий конфликт назревает в электроэнергетической компании ТГК-9. Сотрудники недовольны уровнем зарплат, а компания вынуждает их отказаться от протестных действий, и не исключено, что она обратится за помощью в суд.
|