|
|
|
В декабре 2010 г. ЦСТП второй раз провел итогово-прогностический опрос экспертов по проблемам трудовых отношений. Экспертам, отобранным ЦСТП, предлагалось, в свободной форме ответить на два вопроса.
Первый касался наиболее значимых событий в области социально-трудовых отношений, произошедших в 2010 г. Он звучал так: «Назовите, пожалуйста, одно или несколько событий, связанных с трудовыми отношениями, которые были в 2010 году самыми значимыми для нашей страны?».
Второй вопрос касался того, что необходимо предпринять в первую очередь для улучшения ситуации в области социально-трудовых отношений. Вопрос звучал следующим образом: «Как вы считаете, что нужно обязательно сделать в 2011 году, чтобы ситуация в области трудовых отношений улучшилась?».
Экспертов, принявших участие в опросе ЦСТП, можно разбить на две группы. Первая - это лидеры профсоюзов, как альтернативных, так и входящих в систему ФНПР, а также профсоюзные эксперты (юристы, преподаватели, сотрудники международных профсоюзных организаций). При подборе экспертов не ставилась задача обеспечить какие-то количественные соотношения. Главным критерием было желание высказаться и компетентность эксперта. Но главное, что влияло на предложение поучаствовать в нашем опросе, была активная деятельность эксперта, направленная на изменение ситуации. Мнения профлидеров и специалистов, считающих, что все нормально и менять ничего не надо, нас не интересовало!
Позиция ЦСТП заключается в том, что сфера социально-трудовых отношений в стране находится в глубоком кризисе и в ближайшее время эта часть общественной жизни будет и должна меняться. Какими будут изменения – укрепляющими демократические основы общества или еще больше подчиняющими работников, лишающими их остатков экономической самостоятельности? Каким были те события в 2010, которые определят развитие ситуации в 2011 году? Вот этому и посвящен наш опрос.
Наиболее значимые события в области социально-трудовых отношений в 2010 г.
1-2. В качестве самых значимых были названы два события – инициативы РСПП по изменению Трудового кодекса и события в Междуреченске в мае 2010 г. Оба этих события набрали практически равное количество голосов и, в соответствии с мнением наших экспертов, являются главными событиями сфере социально-трудовых отношений в 2010г.
Инициативы РСПП по изменению Трудового кодекса, озвученные от имени представителя РСПП М. Прохорова и, в дальнейшем, одобренные РСПП, вызвали бурную реакцию в стране. К сожалению - и это отмечают многие эксперты - центральным пунктом стало обсуждение пункта об увеличении рабочей недели до 60-ти часов, при условии добровольного согласия самого работника. Практически за пределами рассмотрения остались другие предложения, а именно: расширение перечня оснований для заключения срочного трудового договора и введение права изменения трудового договора работодателем по причинам экономического порядка. Но в любом случае, независимо от того, насколько подробно рассматривался этот законопроект, в одном эксперты ЦСТП едины: "Это заход в сторону ухудшения положения наемных работников". То, что это сделано открыто и столь четко сформулировано, говорит о сформировавшейся позиции крупнейших работодателей: они не собираются развивать социальный диалог, они не собираются искать приемлемый баланс возможностей – они готовятся демонтировать систему трудовых стандартов, закрепленную в нынешнем законодательстве.
События в Междуреченске, а именно - выступления шахтеров и горожан, произошедшие 14-го мая 2010, приведшие к перекрытию в районе города железной дороги и, в конечном итоге, к столкновениям с милицией. Первопричиной выступлений стала трагическая авария на шахте «Распадская», во время которой погибло 90 человек (включая пропавших без вести), и реакция собственников и руководителей шахты, которые пытались замолчать, исказить ситуацию. В частности, взрыв возмущения вызвал отчет директора шахты перед премьер-министром В. Путиным о том, что средняя зарплата у шахтеров 60 тыс. руб. Первоначально люди начали собираться на площадь с «квиточками» (распечатанными квитанциями о начисленной зарплате) для того, чтобы показать их журналистам. В дальнейшем, возмущенные отсутствием реакции у руководства шахты и властей городских властей, шахтеры и жители двинулись сначала к мэрии, а затем на железнодорожные пути. Для разблокирования железной дороги были привлечены силы ОМОНа, которые не с первого раза, но сумели очистить пути и задержать ряд активных участников перекрытия.
События в Междуреченске - это случай перерастания стихийного трудового протеста в общесоциальный. Причиной такого развития событий является отсутствие нормальных форм диалога, как в рамках предприятия, так и на уровне городе. Шахтеры и горожане долго искали способ привлечь внимание к своим проблемам и добились этого, только прибегнув к сверхрадикальным акциям гражданского неповиновения. После этого диалог начался на всех уровнях и многие проблемы, на которые до этого не обращалось внимания, были решены. Междуреченск показал, что в стране нет эффективной процедуры разрешения противоречий, возникающих в сфере труда, поэтому они выплескиваются на улицы, за пределы предприятий.
3. Третьим по значимости событием эксперты назвали слияние Всероссийской конфедерации труда (ВКТ) и Конфедерации труда России (КТР) – крупнейших после ФНПР профсоюзных объединений страны. Надо отметить, что на необходимость этого слияния указывали участники экспертного опроса в прошлом, 2009 г. Теперь Конфедерация труда России стала вторым по величине и значимости профсоюзным объединением страны. В него входят крупнейшие профсоюзы, такие как МПРА, профсоюз докеров, авиадиспетчеров и др. Эти профсоюзы отличаются значительно большей, чем входящие в ФНПР, защитной направленностью своих действий. КТР, не являясь лидером по численности, безусловно, является лидеров в вопросах защиты и отстаивания прав работников. Организации завода «Форд», авидиспетчеров, докеров Туапсе известны как профсоюзы умеющие сочетать в своей деятельности методы правового регулирования и эффективных протестных действий.
Нельзя не упомянуть, что слияние профобъединений происходило в условиях, когда альтернативные профсоюзы пытались расколоть. Действия профобъединения «Соцпроф» многие рассматривали как попытку сделать профсоюзное движение управляемым и контролируемым. Факт слияния ВКТ и КТР позволяет говорить о сделанном шаге в сторону укрепления профсоюзов страны. Однако теперь новое объединение должно доказать, что организационные изменения действительно приводят к усилению защищенности работников.
4. Четвертым по значимости событием стало окончательное устранение защиты для неосвобожденных лидеров профсоюза в виде необходимости согласия с их увольнением со стороны вышестоящего профсоюзного органа. Изменение статьи 374 ТК приведет к тому, что самое низовое звено профсоюзов окажется крайне уязвимым. Новые профсоюзы, которые по-прежнему часто возникают на предприятиях, возглавляют именно неосвобожденные работники. До принятия этого закона новые профсоюзы стремились вступить в какую-то региональную или отраслевую организацию и это защищало низовых лидеров (председателя, членов профкома) от увольнения и они начинали борьбу за колдоговор, условия труда, повышение зарплаты и с незаконными увольнениями.
Но это коснется не только новых профсоюзов, низовое звено традиционных профсоюзов тоже пострадает, так как там тоже самые радикальные настроения царят именно в низовом звене. Именно там рождаются требования работников, и профсоюзные активисты низового звена осуществляют важную роль в трансляции этих требований на верхние этажи профсоюзных иерархий.
По мнению экспертов, это изменение, тоже работает на ухудшение положения работников. Правда в этом случае ухудшается не система трудовых стандартов, как в случае с инициативами РСПП, а система регулирования трудовых отношений.
5. Пятое по значимости событие оказалось «переходящим». Как и в прошлом году это «последствия кризиса для работников». Уменьшение и задержки зарплаты, проблема увольнений, нестабильности с работой – все это осталось на многих предприятиях, хотя официально кризис давно закончился. «Кризис закончился, а модель экономики осталась без изменений, т.е. трудовые отношения рассматриваются как издержки, которые нужно всемерно уменьшать», – так охарактеризовал ситуацию один из экспертов. Если в докризисное время необходимости особой экономить на трудовых затратах не было, то в условиях кризиса и в посткризисное время эта экономия стала актуальной и поэтому для многих работников ухудшение, вызванное кризисом не закончилось вместе с кризисом, а продолжается до сих пор.
Кроме того, эксперты отметили еще ряд событий, которые они считают значимыми:
- провал пенсионной системы;
- конфликт авиадиспетчеров;
- реформа Фонда социального страхования;
- новая ставка социального налога;
- обсуждение возможности повышения пенсионного возраста;
- изменение структуры МРОТ;
- уменьшение размеров компенсации за вредные условия труда и др.
Как вы считаете, что нужно обязательно сделать в 2011 году, чтобы ситуация в области трудовых отношений улучшилась?
1-2. В качестве необходимых мер, эксперты с одинаковой интенсивностью называли две – либерализацию законодательства о забастовках и возвращение гарантий защиты неосвобожденным лидерам профсоюзов.
Либерализация законодательства о забастовках стала очевидной в последние годы. Десятки стихийных забастовок не просто сотрясают предприятия, они разлагают социальную среду. Низкая эффективность трудовых протестов порождает, а точнее неспособность работников решить элементарные вопросы своей трудовой жизни, отстоять свои законные интересы приводят к разочарованию и отчуждению. Смысл процедуры разрешения трудовых конфликтов заключает не в том, чтобы подавить протест работников, а в том, чтобы конфликт можно было разрешить в рамках предприятия, в диалоге, споре и даже конфликте работников с работодателем. Для этого процедура должна быть изменена, должен исчезнуть тот запретительный характер. Который есть у нее сегодня и должны быть отменены нелепые ограничения на забастовки.
Возвращение гарантий защиты неосвобожденным лидерам профсоюзов. Норма о защите профсоюзных лидеров провозглашена международным трудовым законодательством. Ее смысл заключается в том, без такой защиты профсоюзы не смогут нормально функционировать на предприятиях. У работодателя всегда будет возможность обезглавливать организации и ослаблять их.
3. Усиление наказаний за нарушения трудового законодательства. Сегодня в большинстве случаев работодатели несут символическую ответственность даже в том случае, если нарушения с их стороны доказаны судом. Штрафы, как правило, небольшие и не могут причинить работодателям существенный ущерб, а применение более серьезных наказаний, обставлено большим количеством оговорок, позволяющих избежать его.
4. Демократизация, усиление, развитие профсоюзов. Профсоюзы должны становиться более эффективными организациями. Они должны преодолевать тот бюрократизм, который в них возник, должны менять стиль своей работы, превращаясь в эффективные организации, с которыми приходится считаться работодателям. Солидарность, единство, доверие между членами и лидерами профсоюзов – это внутренние проблемы профсоюзом и здесь не поможет никто – ни закон, ни суд, ни Гострудинспекция.
5. Запрещение заемного труда. Нестандартная занятость, кадровый аутсорсинг, аутстаффинг, лизинг персонала и т.п. формы находят все большее распространение в России. При этом правовой формы для этих так и не существует, заемный труд не разрешен и в то же время противоречит целому ряду базовых правовых понятий. Попытки легализовать наталкиваются на сопротивление профсоюзов. Однако его распространение «де-факто» требует принятия ясных законодательных решений. Профсоюзы, разумеется, видят в распространении заемного труда угрозу массового ухудшения положения работников и поэтому выступают за полный запрет заемного труда.
6. Усиление регулирующей роли государственных органов. Деятельность госорганов в регулировании трудовых отношений вызывает массу критики. Как минимум, от них требуют прекратить играть на стороне работодателей и вернуться к роли арбитра, который следит за тем, чтобы стороны играли по правилам. Как максиму, требуется усиление регулирующей роли, прежде всего со стороны Гострудинспекции. Сегодня этот орган можно назвать самый слабой и неразвитой государственной службой. Трудинспекции не хватает людей, чтобы осуществлять нормальный контроль за ситуацией, не хватает полномочий, чтобы пресекать очевидные нарушения в сфере трудовых отношений. При том, что трудовые отношения становятся все более сложными, возможностей для их регулирования, в том числе и со стороны государства, становится все меньше.
Кроме того, эксперты назвали такие меры, принятие которых они считают необходимым.
- восстановление Министерства труда;
- введение законодательной нормы об обязательной индексации зарплаты;
- повышения уровня нформирования населения о проблемах трудовых отношений через СМИ, создание профсоюзного телеканала;
- упрощение процедуры регистрации новых профсоюзов;
- изменение порядка выплат пособий по беременности и родам, производить его непосредственно через ФСС, а не через работодателей;
- увеличения представленности профсоюзов в интернет-пространстве;
- активизация работы в транснациональных корпорациях, для создания практик цивилизованных взаимоотношений между работниками и работодателями в России;
- вернуться к прежнему механизму определения МРОТ.
В целом оценки экспертов смещены в негативную сторону. Больше говорят об ухудшении ситуации, а не об улучшении или нормализации. Больше говорят о предотвращении или преодолении, чем о развитии. По сравнению с прошлым годом тональность высказываний экспертов почти не изменилась. Ухудшение и осложнении ситуации продолжается. Старые проблемы не исчезают. Они просто перекрываются новыми, еще большими. Автор: Бизюков Пётр
|