|
|
|
В декабре прошлого года депутатом Госдумы, членом её комитета по труду и социальной политике Анатолием Ивановым был внесен на рассмотрение палаты законопроект о внесении изменения в закон о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности, предусматривающий запрещение нахождения в одном профсоюзе работников и лиц, осуществляющих права и обязанности работодателя.
Данная инициатива Анатолия Иванова и послужила поводом для обсуждения с ним социально важной темы о профсоюзах и их роли в обществе. При принятии редакцией газеты решения об обсуждении этой темы учитывалось также, что Анатолий Иванов является известным в профсоюзной среде человеком: до избрания депутатом Госдумы создал и в течение почти десяти лет возглавлял профсоюз ОАО "АвтоВАЗ" "Единство", избирался вице-президентом Всероссийской конфедерации труда, и в настоящее время является Президентом Союза Профсоюзов России.
Анатолий Семенович, обсуждение действительно важной темы о профсоюзах начнем с вашего законопроекта. В чем смысл предусмотренного в нем запрета?
Профсоюзы являются особым видом общественного объединения. Основной их функцией является защита интересов работников в процессе трудовых отношений с работодателем, в том числе и работников, не являющихся членами профсоюза. При этом самым главным принципом деятельности профсоюзов является их независимость от работодателя. Этот принцип настолько важен, что он нашел отражение в соответствующей конвенции международной организации труда, в которой говорится, что организации трудящихся и предпринимателей должны пользоваться надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга или со стороны их агентов или членов в создание и деятельность организацией и управление ими.
Понятно, что такое вмешательство реально возможно только со стороны предпринимателей, то есть работодателей. И самым эффективным способом вмешательства в деятельность профсоюза и управлением им является нахождение в профсоюзе работодателя или его представителей. В настоящее время случаи нахождения в профсоюзах самих работодателей встречаются довольно редко, а вот их представители находятся, например, во всех профсоюзах, входящих в ФНПР.
В соответствии с трудовым законодательством представителями работодателя являются лица, осуществляющие права и обязанности работодателя, например, осуществляющие такие права как ведение коллективных переговоров, принятие локальных нормативных актов, привлечение работников к дисциплинарной ответственности, предъявление требований к работникам по исполнению ими трудовых обязанностей.
То есть, по вашему мнению, в одном профсоюзе не могут состоять простые работники и работники, осуществляющие управленческие функции?
Совершенно верно. Даже мастера и начальники цехов, не говоря уже о более высоком уровне руководителей, не могут состоять в профсоюзе вместе с рабочими и рядовыми инженерами. Более того, учитывая, что профсоюзы объединяют работников по интересам и должны быть независимыми, те из них, в которых состоят вместе рабочие и руководящие работники, не могут по определению называться профсоюзами. Исходя из такого понимания, ФНПР, возглавляемая Михаилом Шмаковым, является федерацией, но не профсоюзов, а непонятно для чего созданных общественных объединений. Поэтому и не защищает работников. И это не только мое мнение - это показывают и все социологические опросы.
А не ошибаетесь ли вы в своем понимании?
Я бы не осмелился делать такие выводы, если бы не знал состояния профсоюзного движения в мире. Ни в одной стране, кроме постсоветских стран, нет профсоюзов, объединяющих рабочих и руководителей. За независимостью профсоюзов, и в первую очередь от работодателей, как правило, следит государство. В некоторых странах независимость профсоюзов обеспечивается на законодательном уровне. Однако в большинстве стран в уставах самих профсоюзов предусмотрена норма о запрете приема в профсоюз руководящих работников. И если такого положения в уставе нет, то профсоюзу может быть отказано в регистрации.
Анатолий Семенович, почему государство должно следить за независимостью профсоюзов, вроде бы это должны делать сами профсоюзы…
Конечно, профсоюзы и сами должны стремиться к независимости. Однако и у государства в этом есть большой интерес. Дело в том, что помимо выполнения функции защиты прав и интересов работников и тем самым смягчения социально-трудовых отношений, профсоюзы выполняют и не менее важную, а может быть даже более важную, роль в общественных отношениях. Наверное, мало кто осознает, что профсоюзы оказывают существенное влияние на экономическое развитие общества. Здесь уместно вспомнить слова известного общественного деятеля Японии Дз. Мияи: "... у меня большие сомнения, что в азиатских странах движение за производительность получит в ближайшее время сколько-нибудь значительное развитие. Причина одна - отсутствие или присутствие в зачаточной форме профсоюзов. Нужны сильные профсоюзные структуры, способные противостоять предпринимателям, правительству. Только такие самостоятельные профсоюзы могут потенциально выступать в роли партнеров работодателей, содействуя развитию производительности труда...". Смысл этого высказывания в том, что профсоюзы должны держать работодателей в постоянном напряжении, вынуждая тем самым неуклонно совершенствовать управление производством, повышать его эффективность. То есть в данном случае отношения между работодателями и работниками необходимо рассматривать в рамках действия закона диалектики о единстве и борьбе противоположностей, при ограничении действия которого в обществе накапливаются застойные явления.
Видится и еще одна не менее важная роль профсоюзов. В настоящее время многие граждане в России не чувствуют и не осознают себя общественной частицей. Большинство из них живут каждый сам по себе. Они потеряли доверие ко всем и вся: не верят государственным и общественным органам, не верят тем, кого сами же избирают в представительные органы, не верят и в свою способность влиять на общественные процессы. В то же время, согласно Конституции РФ, Россия является демократическим государством.
Реализация же демократических принципов возможна только при существовании структуры гражданского общества, только через нее граждане смогут научиться и реально участвовать в осуществлении власти. Такие структуры в настоящее время в России находятся в зачаточном состоянии. Формирование же структуры гражданского общества должно начаться с создания профсоюзов, так как объединение граждан по месту работы, по профессиональным и насущным интересам наиболее понятно и необходимо. Совместная деятельность по отстаиванию своих прав и интересов, определенные достижения в этом будут способствовать появлению у россиян веры в свои силы, в способность общими усилиями влиять на изменение существующей действительности. Это будет способствовать объединению граждан и по другим интересам. Так постепенно должна будет сформироваться структура гражданского общества, а профсоюзы должны быть в этой структуре одним из основных институтов.
К сожалению, в настоящее время в России профсоюзов фактически нет, а следовательно нет и полноценного гражданского общества, а также всего того, что с ним связано.
О ФНПР вы уже говорили, но ведь есть другие профсоюзы…
Да, в так называемые постсоветские годы появилось много профсоюзов, которые по всем признакам являются профсоюзами и которые на деле доказали свою способность к защите прав и интересов наемных работников. Кроме того, некоторые из профсоюзных организаций ФНПР (как исключение из общего правила) сумели завоевать уважение работников. Однако таких профсоюзов в масштабах России настолько мало, что говорить об их влиянии на социально-трудовые и другие общественные отношения всей страны было бы не объективно.
Анатолий Семенович, из ваших ответов можно сделать вывод о недостаточном внимании государства к формированию профсоюзов и их деятельности. Если это так, то почему нет должного внимания?
Да это так. К сожалению, государство много сделало для создания класса предпринимателей или работодателей и чрезвычайно мало для формирования стороны работников в трудовых отношениях в лице профсоюзов. Думаю, основной причиной такого положения является недооценка властью роли профсоюзов в обществе. Дело в том, что во власти даже оценивать эту роль некому. Такую функцию должны осуществлять специалисты высокого уровня в области трудовых отношений. У нас же таких специалистов в структуре власти, и, прежде всего в правительстве, нет, так как нет Министерства труда. В подавляющем большинстве развитых стран такие министерства есть и это несмотря на уже устоявшиеся там трудовые отношения. В России же, где эти отношения находятся в начальной стадии формирования, оно тем более необходимо.
Кстати, председатель ФНПР Михаил Шмаков тоже говорил о необходимости создания такого министерства…
Да, он иногда об этом говорит, потому что это очевидно, но ничего не сделал, чтобы добиться его создания. Если бы захотел, то добился бы - Шмаков ведь часто встречается и с президентом, и с председателем правительства, которых можно было бы убедить в необходимости такого министерства. Они люди здравомыслящие, все рациональное сразу ухватывают. На самом же деле Шмакову министерство труда не нужно, а особенно если там появятся высокопрофессиональные специалисты, которые обязательно начнут с совершенствования законодательства о профсоюзах, и в первую очередь с реализации моей законодательной инициативы, что приведет к серьезным изменениям в ФНПР, а может быть и к ее ликвидации.
Анатолий Семенович, а какова перспектива принятия внесенного вами законопроекта?
Думаю, правительством законопроект пока поддержан не будет, а следовательно, не будет и принят Госдумой. О причинах не поддержки правительством я уже сказал. Однако начинать разговор на эту тему надо было уже давно. А то, что подобный законопроект в будущем будет принят, в этом я уверен. Иначе нормального развития российского общества не будет.
|