Уже более недели на тольяттинском заводе-гиганте «АвтоВАЗ» проводят «итальянскую» забастовку работники цеха металлургического производства 14/1, производящие детали для двигателей и ходовой части. Требования рабочих – отмена бригадной системы оплаты труда, повышение тарифа, восстановление бесплатного проезда и питания.
Непосредственной причиной протеста работников – их в цеху порядка 300 человек - стала система оплаты труда, навязывающий рабочим круговую поруку, как будто вернулись столь желанные частью боссов времена крепостничества. Уже два месяца не получают они премии за упорный труд. Даже идеально выполняющий свои обязанности работник не застрахован от депремирования: если кто-то из его коллег допускает ошибку, премии – а это 20-30% от тарифа – лишается весь цех.
Рабочие давно протестовали против бригадной системы оплаты труда, при которой возможна и даже неизбежна (и видимо, для кого-то желательна) такая несправедливость.
Протестовал против нее и рабочий профсоюз «Единство», входящий в Межрегиональный профсоюз работников Автопрома, членскую организацию КТР. Возможно, в том числе и поэтому вопреки всем законам «Единство» не допускается к участию в формировании и подписании коллективного договора. В своем нынешнем виде колдоговор, подписанный администрацией со своим марионеточным профсоюзом и в декабре прошлого года продленный до 2013г., предусматривает помимо прочих мер, ущемляющих интересы людей труда, и пресловутую бригадную систему оплаты, прямо противоречащую ст.132 Трудового кодекса. Отмены этого позорного документа профсоюз «Единство» будет добиваться в судебном порядке.
Нежелание начальства слышать и учитывать интересы рабочих – другая причина конфликта.
Есть и еще одна причина сложившейся ситуации – как и предыдущие, она вытекает из алчности администрации и ее желании сэкономить на рабочих. После падения объемов производства вследствие мирового экономического кризиса многие работники были уволены или переведены в дочерние предприятия. В настоящее время объемы производства снова растут. Потребовались новые рабочие руки взамен выкинутых на улицу. Однако давать нормальные гарантии занятости вновь набранным начальству опять-таки не с руки. Для того, чтоб облегчить себе увольнение и их тоже, с принимаемыми рабочими подписываются срочные трудовые договора. По истечении срока ничто – в отсутствие сильной организации самих рабочих – не заставит администрацию просто не продлевать их.
Как следствие – к низкой квалификации недавно принятых добавляется еще и отсутствие заинтересованности в качестве выпускаемого временным пристанищем продукции, низкая мотивация. Все это – закономерное следствие проводимой начальством политики распространения неустойчивой занятости, от которой опять должны страдать не только новички, но и квалифицированные профессионалы.
В этой ситуации рабочие приняли единственно возможное решение – не терпеть, сжав зубы и срывая злость на домашних, а подняться на протест против несправедливости. В условиях, когда по закону проведение полноценной забастовки практически невозможно, цех поднялся на «итальянскую» забастовку, известную так же как работа по правилам, когда все должностные обязанности и правила исполняются предельно строго, ни на шаг не отступая от них и ни на шаг не выходя за их пределы. В силу бюрократического характера инструкций и невозможности учесть в них все нюансы производственного процесса, следствием «итальянки» становится существенное падение производства.
Это не могло не вызвать обеспокоенности начальства. Во вторник, 12 апреля, администрация провела совещание, посвященное ситуации, сложившейся в цеху 14/1. На этом совещании не присутствовали профсоюзы – представителей АСМ ситуация, видимо, не волнует, а представителя рабочего профсоюза «Единство» Петра Золотарева уже давно строго-настрого запретили пропускать на территорию завода. По результатам совещания рабочим была предложена премия в 9% от тарифа, логично воспринятая ими как оскорбление.
По мнению представителя «Единства» Петра Золотарева, практика показывает, что следующим шагом администрации могут стать попытки подкупа части протестующих и репрессий к остальным – методы антирабочей политики, хорошо знакомые профсоюзам.
Однако в настоящий момент работа по правилам продолжается, настроение коллектива боевое.
|