|
|
|
Многотысячные забастовки нефтяников охватили Мангистаускую область Казахстана. Против бастующих рабочих и участников голодовки брошены отряды полиции и банды уголовников. Десятки людей избиты во время марша протеста 5 июня. Юрист профсоюза Наталья Соколова арестована по обвинению в "разжигании социальной розни". Межрегиональный Профсоюз Работников Автопрома (МПРА) возмущен репрессиями и произволом в Казахстане. Мы требуем немедленно прекратить репрессии против рабочих, восстановить уволенных, освободить Наталью Соколову и удовлетворить все требования рабочих.
10 июня в Санкт-Петербурге у консульства Республики Казахстан (Виленский пер. 15 А) пройдет пикет солидарности с казахстанскими нефтяниками. Сбор участников: 15.50 у ст. м. Чернышевская. Начало акции в 16.30. Пикет согласован.
С конца 2010 года продолжается очередной трудовой спор между рабочими и их профсоюзом с одной стороны и руководством АО «Каражанбасмунай», дочерней компании национальной компании «КазМунайГаз», с другой. Зимой состоялось заседание арбитражной комиссии, где профсоюз поставил вопросы о необходимости выплаты компанией надбавок к заработной плате, предусмотренных пунктами 1.7 и 1.8 отраслевого соглашения. Пункт 1.7 предусматривает надбавку за работу во вредных и экологически неблагоприятных условиях, а пункт 1.8 –устанавливает местный коэффициент Мангистауской области. Выплаты эти тем более обязательны, что рабочие Производственного Филиала «ОзеньМунайГаз», входящего в РД (подразделение разведки и добычи) «КазМунайГаз» в результате забастовки в марте 2010 года добились включения этих надбавок в свой коллективный договор.
Однако представители компании – китайские управляющие фирмы CITIC, владеющей 50% акций АО «Каражанбасмунай», при поддержке представителей министерства труда и прокуратуры сорвали работу арбитражной комиссии, а председатель профсоюза АО «Каражанбасмунай» Ербосын Косарханов встал на сторону работодателя, отказавшись от всех требований нефтяников. Не согласившись с подобным положением дел, активисты профсоюза начали кампанию по переизбранию предателя, но натолкнулись на организованный террор нанятых менеджментом бандитских групп. В конце января 2011 года несколько членов профкома были избиты уголовниками, но в отношении виновных полиция так и не возбудила уголовных дел, несмотря на то, что эти лица всем хорошо известны.
В марте и апреле в профсоюзе АО «Каражанбасмунай» прошла отчетно-выборная кампания, в результате которой на конференции 20 апреля 2011 года Ербосын Косарханов был смещен с поста председателя, но работодатель отказался признавать решение конференции и выдать из помещения профкома документацию и печать новому руководству профсоюза. С этого периода и началось жесткое противостояние между рабочими и руководством компании. 9 мая началась голодовка протеста, которая сначала приняла частичный характер, то есть отказ от обеда или от ужина более 1400 человек. Главным требованием протестующих была передача учредительных документов и печати новому руководству профсоюза. Однако работодатель, прокуратура, полиция, КНБ активно встали в защиту Ербосына Косарханова и организовали гонения на активистов профсоюза, что вынудило рабочих с 17 мая перейти к широкомасштабной забастовке, в которой сейчас принимает участие 4500 нефтяников, из которых около 150 держат голодовку.
Большая часть участников голодовки на сегодняшний момент уволена без соблюдения необходимых процедур, произвольно; забастовка была признана незаконной, а юрист профсоюза АО «Каражанбасмунай» Наталья Соколова была арестована 25 мая на 8 суток за проведение «незаконного профсоюзного собрания», по статье 373 части 3 Кодекса об Административных правонарушениях (впоследствии срок ее заключения был увеличен до 11 дней). Исполняющий обязанности президента компании АО «Каражанбасмунай» Юань Му заявил 17 мая на собрании трудового коллектива, что все участники забастовки будут уволены (угроза локаута) и тут же уволил самолично 8 активистов профсоюза. Особенно жесткому и циничному давлению со стороны работодателя подвергаются участвующие в голодовке протеста женщины.
Юань Му подал в ДВД Мангистауской области заявление с требованием привлечь Наталью Соколову к уголовной ответственности по статье 164, части 3 УК РК «за разжигание социальной розни». Уголовное дело было возбуждено, и 31 мая полиция произвела обыск в квартире Натальи Соколовой, изъяв компьютеры и все записи юриста. К административной ответственности было привлечено, как правило, заочно также несколько десятков активистов профсоюза, а один из членов профсоюза был арестован на 5 суток.
В поддержку нефтяников АО «Каражанбасмунай» 26 мая объявили голодовку 22 нефтяника ПФ (производственного филиала) «Озеньмунайгаз», 27 мая 8000 работников этой фирмы также объявили забастовку. В числе главных требований здесь также повышение зарплаты, выплата надбавок нефтяникам, а также работникам бюджетной сферы региона (врачам, учителям и т.д.), национализация предприятий и возвращение их в единую структуру, прекратить все репрессии против бастующих и профсоюза, восстановить уволенных на работе, снять обвинения с Натальи Соколовой и активиста профсоюза «Озенмунайгаз» Акжаната Аминова.
Сейчас голодовку продолжают 17 нефтяников ПФ «Озеньмунайгаз». Все они незаконно уволены. Свою акцию они продолжают в окружении двухтысячного пикета бастующих рабочих, сменяющих друг друга на посту и не допускающих к голодающим полицию и сотрудников спецслужб. Дело в том, что во время прошлых акций протеста нефтяников «правоохранительные органы» использовали силу и распыляли в помещение слезоточивый газ, чтобы вынудить людей прекратить голодовку.
Бастуют также рабочие ТОО «Ерсай». Здесь нефтяники ведут борьбу и голодовку за повышение зарплаты и улучшение условий труда с начала мая. В акциях протеста здесь участвует более 15000 человек.
К акции протеста могут в ближайшее время присоединиться рабочие еще ряда компаний, и таким образом забастовка примет всеобщий характер в рамках всего региона.
В регионе продолжаются акции запугивания населения, родственники участников акций протеста подвергаются давлению. Власти Мангистауской области начали информационную кампанию против рабочих, распространяются порочащие забастовщиков листовки. На сегодняшний момент в городе Жанаозень отключен интернет и с перебоями работает сотовая связь. В Мангистаускую область были стянуты внутренние войска, имели место различные провокации в отношении бастующих со стороны банд уголовников, нанятых работодателем; есть сведения о попытках внедрения в ряды бастующих штрейкбрехеров и переодетых полицейских.
5 июня в 13.40 по астанинскому времени нефтяники АО «Каражанбасмунай», собравшись в количестве 500 человек на автовокзале города Актау, решили идти колонной до акимата Мангистауской области (областного совета) и там разбить палаточный лагерь. Они хотели потребовать немедленного освобождения из-под ареста юриста профсоюза Натальи Соколовой и восстановления на работе всех уволенных рабочих активистов. В 14.10 недалеко от центра города колонна нефтяников была остановлена усиленными отрядами полиции. Рабочие потребовали дать им проход для мирного шествия к зданию акимата, но получили отказ и пригрозили, что перекроют одну из улиц и сядут на проезжую часть. После этого полиция начала разгонять демонстрантов. Несколько сот человек было задержано; по словам очевидцев, многие участники акции были избиты полицейскими. Тех рабочих, кто пытался скрыться от избиения во дворах, ловили на улицах и скверах. Особенно досталось тем, кто снимал на свои видеокамеры и сотовые телефоны разгон демонстрации. Был повален на землю даже оператор ехавшего мимо свадебного кортежа. Полицейские пытались отобрать фотоаппараты и видеокамеры у журналистов. Крупные чины полиции отказываются назвать представителям СМИ причины разгона и массового задержания нефтяников.
Забастовка не обошлась без жертв. После конфликта с вице-президентом входящего в АО «Каражанбасмунай» ТОО «Аргымак Транссервис» Тлегеном Сагындыком умер от остановки сердца Сабит Кенжебаев, начальник автоколонны предприятия. Причиной скандала стал отказ Сабита Кенжебаева от увольнений и репрессий в отношении бастующих, требования которых он поддерживал.
|