|
|
|
Российский профсоюз моряков и инспекторат МФТ подвели предварительные итоги Балтийской Недели действий против удобных флагов, проходившей с 10 по 14 октября в российских портах. Общая картина такова: в Санкт-Петербурге и Калининграде проверено 56 судов, подписан один коллективный договор, еще четыре пролонгированы, с помощью РПСМ морякам возвращены задолженности на сумму более $85 тысяч.
Что касается статистики, то представители РПСМ и МФТ встречали на судах, ошвартовавшихся у причалов Северной столицы, преимущественно россиян – 395 моряков, филиппинцев – 86, китайцев – 78, украинцев – 61, поляков – 31, также немцев, индонезийцев, белорусов и многих других. Развевались над теплоходами флаги государств Антигуа и Барбуда – 5, Мальта – 5, Панама – 5, Белиз – 3, Либерия – 3, Сент-Винсент и Гренадины – 2, Кипра, Сингапура, Багам и островов Кука. Наряду с судами, работающими под официально признанными удобными флагами, проверялись и теплоходы, несущие флаг РФ – 11. И хоть российский флаг не является удобным, профактивисты знают, что порой условия работы здесь ничем не отличаются и даже бывают хуже.
Подтверждение этому нашлось в первый день кампании. Во время проверок на трех судах, несущих отечественный триколор, обнаружился главный символ «удобного флага» – смехотворно низкие зарплаты. Вопрос о наличии молодежи на борту вызывал у капитанов только горькие усмешки: «Да разве кто пойдет работать за такие копейки?» Так, матросу предлагается долгое отсутствие дома и труд в опасных условиях за 12 тысяч рублей в месяц!
В целом, картина, открывшаяся перед РПСМ на прошлой неделе, не такая уж и плохая. Из 45 проверенных судов только 13 работают без коллективного договора. На других теплоходах условия труда и быта моряков соответствовали международным стандартам.
В ходе Недели действий лейтмотивом прошли темы пропускного режима в питерский порт и изматывающих проверок. Моряки, все как один, отмечали, что в зарубежных портах они отдыхают, а в российских приходится всегда быть начеку. Так, литовский капитан констатировал: «В Европе я могу не выставлять вахтенного, а в Питере попробуй только этого не сделать. Здесь проверяющие инстанции раздают слишком много указаний, забывая, что находятся на территории иностранного государства».
Солидарен с моряком и китайский капитан: «Все валится на моряков. Это сам по себе нелегкий труд, а в порту работа становится еще тяжелее. Мы и так устаем, и это ощущение уже практически не проходит. Жду-не дождусь, когда выйдем в море, хоть там нет всех этих проверок одна за другой, контролеров, жаждущих найти замечания, и изматывающих инспекций». В этом капитана поддержали моряки других национальностей, гостившие в Санкт-Петербурге на прошлой неделе, – россияне, немцы, литовцы, украинцы: череда проверок выматывает настолько, что хочется побыстрее уйти в рейс, ведь там, несмотря ни на что, все-таки спокойнее.
Напомним, Балтийская Неделя действий против удобных флагов проходит ежегодно в скандинавских, голландских, датских, прибалтийских, немецких и российских портах. В ходе акции инспекторы ITF и представители морских профсоюзов проверяют условия труда и быта членов экипажей, работающих на судах под удобным флагом, и наличие коллективных договоров. Ведь, как правило, именно команды таких теплоходов получают заниженную заработную плату, нередко с задержками, и вынуждены жить и трудиться в условиях, не соответствующих международным стандартам.
|