|
|
|
В Санкт-Петербурге проходят переговоры о положениях нового коллективного договора стандарта IBF на следующие три года. Интересы судовладельцев представляют члены Совместной переговорной группы JNG (Совкомфлот, Новошип, Северное морское пароходство), права моряков отстаивает делегация РПСМ.
Предметом обсуждения является детализация условий труда и быта моряков: уровень заработной платы, право на репатриацию за счет компании, график рабочих часов и отдыха, оплата больничных листов, стоимость коллективного питания на борту. Так, последний вопрос вызвал особо жаркие дискуссии: профсоюз настаивает на повышении и закреплении суммы, затрачиваемой ежедневно на моряка, судовладельцы же утверждают, что необходимости в этом нет, поскольку в каждом конкретном случае вопрос решается индивидуально и зависит от района плавания. «В случае, если есть необходимость в дополнительной закупке продуктов, мы компенсируем затраты по запросу капитана, – аргументируют свою позицию работодатели. – Фиксировать определенную сумму, например, $10 в день не имеет смысла: в каких-то случаях тратится меньше, а в каких-то больше, при этом никто в компании не возражает».
Отметим, что принятию рамочного коллективного договора на международном уровне предшествовал целый раунд непростых переговоров в условиях нестабильности мировой экономики и новых вызовов в судоходстве. Три года судовладельцы-члены JNG и профсоюзы, входящие в ITF, пытались прийти к консенсусу: одна сторона просила повременить с повышением зарплат, другая требовала сохранить нормы оплаты труда на достойном уровне. В результате кропотливой работы соглашения достичь удалось: условия повышения окладов закрепили, а также разработали ряд существенных нововведений.
Среди самых серьезных преимуществ для плавсостава компаний, входящих в JNG, – оплата труда моряков, плененных пиратами. Соглашением предусмотрена двойная базовая ставка за все время нахождения в плену. Таким образом, при захвате судна пиратами моряк и его семья не будут лишены средств к существованию. Новый договор имеет и ряд других принципиальных новшеств: наличие в компании уполномоченного врача, который будет объективно оценивать состояние здоровья моряка, возможности для прохождения плавпрактики, повышения квалификации и карьерного роста, индексация выплачиваемых компенсаций и многое другое. Дополнения, к слову, четко соотносятся с требованиями Сводной Конвенции МОТ «О труде в морском судоходстве» 2006 года, вступление которой в силу ожидается в ближайшем будущем.
|