Миграция населения и трудовых ресурсов является сегодня объективным процессом во всем мире. Проблемы связанные с трудовой миграцией в России крайне остры и актуальны. В разделе размещены материалы посвящённые трудовой миграции, ее регулированию, а также комментарии государственных и общественных деятелей.
Испания: Массовые акции протеста прошли по всей стране в знак несогласия с реформой образования. Как сообщили испанские СМИ, в самой масштабной демонстрации в Мадриде приняли участие 20 000 студентов.
Германия: Правительство страны одобрило и отправило на рассмотрение в бундестаг законопроект, целью которого является выравнивание мужских и женских зарплат.
Профсоюз «Форд» во Всеволожске: опыт становления и рабочей борьбы
Создание профсоюза
В июле 2002 года на заводе «Форд» (полное название ― ЗАО «Форд Мотор Компани»), в городе Всеволожск Ленинградской области, по инициативе группы рабочих и инженерно-технических работников была создана первичная профсоюзная организация, вошедшая в Российский профсоюз машиностроителей («Роспрофмаш»), который в свою очередь входил в структуру Федерации независимых профсоюзов России. Возглавил профсоюзную организацию работник отдела закупок Ярослав Ноздрин и состояла она на первых порах больше из ИТРовцев.
Толчком для создания профсоюза послужило нарушение работодателем трудового законодательства в части оплаты сверхурочных работ, которая на протяжении длительного времени не производилась. На стадии строительства завода и запуска конвейера практически всех работников вынуждали работать сверхурочно, а когда работники пытались требовать оплаты сверхурочной работы, то им отказывали со ссылкой, что это важный вклад каждого в дело компании. Для защиты своих прав работники создали профсоюз и добились того, что работодатель начал оплачивать сверхурочные работы.
Сверхурочной работы по-прежнему оставалось много, и кто-то из работников выходил на нее за дополнительную плату, а кто-то под принуждением. Условия труда на заводе были тяжелыми, но каких-либо доплат и компенсаций за работу в тяжелых и вредных условиях в то время работодателем не предоставлялось. Работодатель не проводил аттестацию рабочих мест и хвалился тем, что завод европейского уровня и условия труда на нем нормальные. Также, по мнению работников, крайне низким являлся уровень оплаты труда, а в дополнение к этому недовольство вызывали постоянно меняющиеся требования к повышению разрядов (грейдов).
В январе 2003 года профсоюзная организация завода в связи с поступившими письменными коллективными жалобами работников на условия труда вызвала на завод представителей Государственной инспекции труда. Результатом посещения инспектором труда завода стало многостраничное предписание и штрафные санкции, примененные к тогдашнему директору по персоналу Алексею Устинову, который уволился через два месяца. К сожалению больших успехов первичке добиться не удалось. Она пыталась выйти на коллективные переговоры с администрацией завода и даже передала ей проект коллективного договора, но с помощью различных юридических уловок работодатель умело уклонялся от вступления в коллективные переговоры.
На одной из конференций работников, организованной профсоюзом для выдвижения требований, состоявшейся в августе 2003 года работодателю удалось создать Совет трудового коллектива как альтернативу профсоюзу. Следует отметить, что 30 % делегатов конференции составляли работники офиса и руководители среднего звена, а перед конференцией с делегатами проводились обстоятельные беседы. Так с 2003 по 2005 года интересы работников перед администрацией завода представлял Совет трудового коллектива (СТК), который состоял из 16 человек.
Вместе с тем, профсоюз существовал и в него входило около 110 работников из 1700 (по состоянию на июль 2005 года). К профсоюзу администрация относилась крайне нетерпимо. «Пока «Форд» давал невнятные официальные ответы на письма профсоюза, за кулисами шла планомерная борьба с профсоюзной организацией, члены профсоюза испытывали давление со стороны руководителей, имели место случаи ограничения служебного роста», ― вспоминает один из активистов.
Профсоюз обновляется
Летом 2005 года два работника завода «Форд», являвшихся членами профсоюзной организации предприятия, посетили Бразилию для участия в международном профсоюзном семинаре. В семинаре участвовали представители профсоюзов, действующих на заводах корпорации «Форд» Северной и Южной Америк ― в Аргентине, Бразилии, Венсуэле, Соединенных Штатах Америки, Канаде. Организатором поездки была международная организация TIE (Transnational Information Exchange). Целью семинара были обмен опытом и консолидация профсоюзов заводов «Форд» на международном уровне.
Профсоюзы активисты из Бразилии не только пригласили и оплатили поездку, но и рассказали, что работники достойны работать в хороших условиях и получать справедливую зарплату за свой труд. Также бразильцы говорили о том, что просто так ничего добиться нельзя, а за свои права надо бороться. В свою очередь, успешно бороться за свои права работники могут только сообща, то есть, объединившись в профсоюз. Возможно, рассказы бразильцев так и остались бы рассказами, если бы российские профсоюзные активисты не видели бы все своими глазами.
Вернувшись из Бразилии один из «туристов» в августе 2005 года начал общаться с работниками завода и рассказывать им, что надо добиваться лучших условий труда, достойной зарплаты и добиться этого можно, но только если работники создадут сильный профсоюз. Отметим, что этим «туристом» оказался Алексей Этманов, сварщик из кузовного цеха. Для начала какой-либо работы необходима была команда единомышленников, желающих и готовых работать, и она подобралась быстро. Уже 28 августа 2005 года была проведена профсоюзная конференция прямо в столовой завода, на которой присутствовало 59 делегатов. Председателем профсоюзного комитета был избран Алексей Этманов. Кроме того, был избран новый состав профсоюзного комитета, состоящий из 10 человек, в который вошел уже бывший председатель Ярослав Ноздрин.
В период с сентября по ноябрь 2005 года были избраны цеховые комитеты, и одновременно с этим шла работа по увеличению численности профсоюзной организации и выдвижению требований к работодателю. В период с августа по октябрь 2005 года численность профсоюза увеличилась в 10 раз ― до 1 200 членов. Целью активистов было достичь численности профсоюза, превышающей 50 % от общей численности работников, и признание работодателем профсоюзной организации. Процесс был настолько стремительным, что практически не встретил сопротивления со стороны администрации завода.
Проверка на прочность
В конце сентября 2005 года профсоюз выдвинул требования к работодателю ― выравнивание окладов новой и старой квалификационных сеток, повышение заработной платы на 30 %, установление «13-й зарплаты», создание комиссии по использованию средств социального страхования. Однако работодатель ссылался на то, что трудовой коллектив на заводе представляет СТК и на некоторые причины юридического характера, требования профсоюза не удовлетворял и в коллективные переговоры не вступал. Это стало первой проверкой на прочность новых лидеров профсоюзной организации.
Профсоюзная организация обратилась за поддержкой к Профсоюзу машиностроителей, в который она входила. Однако приехавших 26 сентября 2005 года председателя ЦК профсоюза и председателя Ленинградского областного комитета профсоюза не пустили даже на завод. В результате чего за проходной завода возник стихийный митинг, в котором приняли участие представители всех цехов ― около 350 человек. Профсоюзные боссы из Профсоюза машиностроителей не смогли оказать работникам Форда никакой существенной помощи, кроме как помочь составить резолюцию по итогам митинга. Было очевидно, что они просто не умели бороться с транснациональными корпорациями за права работников в современных условиях. Фордовцы стали надеяться только на собственные силы.
После митинга профком решил созвать конференцию трудового коллектива для утверждения требований. Конференция прошла 8 октября 2005 года, на ней присутствовали 77 делегатов от трудового коллектива. Работодатель, как обычно, «провел» своих делегатов на конференцию, но уже не мог, ― ни перед конференцией, ни на конференции, ― оказывать какое-либо значимое влияние на принимаемые конференцией решения. Конференция утвердила требования к работодателю, отозвала представителей работников из СТК и признала профсоюз единственным представительным органом работников. Таким образом, Совет трудового коллектива был упразднен, администрация завода признала профсоюз и вступила в коллективные переговоры.
Переговоры проходили крайне трудно. Первый раунд завершился тем, что работодатель согласился на создание комиссии по использованию средств социального страхования, но по остальным требованиям отказывался идти навстречу. После создания примирительной комиссии профком приступил к организации предупредительной забастовки, которая прошла 2 ноября 2005 года с 22.30 до 23.30. Отметим, что это была первая забастовка, организованная профсоюзной организацией.
Вместе с тем, ― наряду с постоянной юридической и бюрократической работой с целью добиться уступок от работодателя, ― профсоюзный комитет приступил к организации полномасштабной забастовки. За проведение забастовки были собраны подписи более 900 работников. Начало забастовки было запланировано на 26 ноября 2005 года в 11 часов. Однако, обратившись с иском в суд, работодателю удалось оспорить законность планируемой забастовки. Тем не менее, при завершении переговорного процесса профсоюзу удалось добиться выполнения еще одного требования ― выравнивание окладов новой и старой квалификационных сеток. Об этом было подписано соответствующее соглашение. Кроме того, учитывая, что повышение оплаты труда на заводе происходило ежегодно с 1 марта, стороны договорились о проведении соответствующих переговоров с 1 февраля 2006 года.
На пути из ФНПР
В период осеннего противостояния лидеры профсоюзной организации стали задумываться о целесообразности вхождения в структуру ФНПР. Можно сказать, что отношения фордовцев с бразильскими товарищами были на порядок теплее и позитивнее, чем с ФНПР. Несмотря на официальную поддержку требований профкома, представители Профсоюза машиностроителей заявляли о том, что требования должны быть реалистичными, иметь экономическое обоснование, что нужно учитывать особенности российского общества, приводили в пример среднюю зарплату в машиностроении и говорили, что на «Форде» не такая уж и плохая зарплата и прочее. То есть представители ФНПР говорили все то, что профком слышал от работодателя.
Как профком мог делать какие-либо экономические обоснования справедливых, как считали работники, требований, когда работодатель не давал никакой информации о своей финансово-экономической деятельности? Фордовцы не хотели равняться на среднюю зарплату ни в машиностроении, ни в целом по стране, так как считали их заниженными, недостаточными и несправедливыми.
По предложению ЦК Профсоюза машиностроителей 15 ноября 2005 года в Москве состоялась встреча заместителя председателя профсоюза и генерального директора ЗАО «Форд Мотор Компани», на которой обсуждались требования, выдвинутые трудовым коллективом завода. Профсоюзный комитет был проинформирован о встрече, но работодатель не отпустил председателя профкома Алексея Этманова на эту встречу, что явилось для профкома основанием подозревать профсоюзных боссов в ведении переговоров с работодателем за спиной у первичной профсоюзной организации.
Кроме того, непонятной для фордовцев была традиция ФНПРовских профсоюзов поздравлять работодателей с Новым годом, обмениваться подарками и прочее. Стало очевидно, что пока структуры ФНПР не начнут реально отстаивать интересы работников и не станут более демократичными, они ничем помочь фордовцам не смогут.
На конференции в январе 2006 года первичная профсоюзная организация ЗАО «Форд Мотор Компани» вышла из состава Российского профсоюза машиностроителей. На этой же конференции председателем первичной профсоюзной организации был переизбран Алексей Этманов, также был обновлен состав профсоюзного комитета. Основными задачами были поставлены улучшение условий труда, повышение оплаты труда, установление гарантий занятости и гарантий профсоюзной деятельности. Началась работа по подготовке проекта коллективного договора, которая велась всю первую половину 2006 года. Следует отметить, что до 2007 года завод во Всеволожске являлся единственным в мире заводом компании «Форд», на котором не было коллективного договора.
В период после выхода из Роспрофмаша и до февраля 2007 года первичная профсоюзная организация ЗАО «Форд Мотор Компани» имела договорные отношения с Объединением профсоюзом России «Соцпроф» об использовании расчетного счета для перечисления профсоюзных взносов, однако никогда в структуру «Соцпрофа» не входила. Вместе с тем, с середины 2006 года фордовцы начали налаживать взаимодействие с профсоюзами автомобилестроительной отрасли на российском и международном уровне и с этого же времени стали ориентироваться на сотрудничество с Всероссийской конфедерацией труда.
Все на забастовку!
Забастовка ― вполне нормальная, разрешенная законом форма урегулирования трудовых споров. Другое дело, что работодатели, в том числе и представляющие транснациональные компании, не понимают или не хотят понимать суть социального партнерства. Стараясь по максимуму сэкономить на оплате труда и его условиях, отказываясь от диалога с рабочими, они сами провоцируют стачки. Ведь забастовка происходит только тогда, когда все другие способы разрешения трудового конфликта уже исчерпаны.
В нашей стране, к сожалению, до сих пор интересы рабочих зачастую просто не принимают всерьез, стараясь держать их в черном теле даже тогда, когда у компании есть возможности хорошо платить. Что касается законодательства, то российский Трудовой кодекс действительно составлен таким образом, что в 99 % случаев забастовка окажется незаконной. Так, при объявлении стачки необходимо указать, сколько человек в ней будет участвовать и как долго она продлится. В реальности сделать это чрезвычайно трудно, так как сама ее суть вовсе не сводится к демонстрации протеста в строго отведенное время. Задача забастовки ― не напрочь разрушить бизнес, а побудить работодателя к конструктивному диалогу с коллективом, который не удалось наладить иными методами.
«Понимаете, как получается, — размышляет Алексей Этманов, — менеджеры транснациональных корпораций говорят о высоких целях: культура производства, права работников и так далее. Но когда эти транснациональные корпорации приходят в Россию, некоторые почему-то начинают играть здесь по дремучим российским правилам: «Я начальник — ты дурак». Это я не в упрек администрации нашего завода. Но раз уж мы говорим о международных стандартах производства, то давайте строить наши отношения с администрацией тоже по международным стандартам. Да и в зарплате, и в условиях труда надо равняться на международный уровень».
С 2005 года рабочие завода провели несколько предупредительных забастовок и не раз организовывали так называемую «работу по правилам». Однако, самой масштабной акцией профсоюза на «Форде» стала 28-дневная забастовка работников в ноябре ― декабре 2007 года. Среди основных требований неизменно присутствовали повышение заработной платы и заключение колдоговора. Отметим, что благодаря усилиям профсоюзной организации с 1 марта 2007 года на заводе действует коллективный договор.
Проходившая с 25 ноября по 14 декабря 2007 года забастовка работников ЗАО «Форд Мотор Компани» стала беспрецедентным событием в современной истории России. Забастовка была начата в полночь 7 ноября, когда в соответствии с решением трудового коллектива, члены первичной профсоюзной организации предприятия остановили основной конвейер. Забастовке предшествовали коллективные переговоры с администрации ЗАО «Форд Мотор Компани» о повышении заработной платы и улучшении социальных гарантий работников. Как заявляли тогда в профсоюзе, решение о начале забастовки было принято после провала переговоров с администрацией предприятия.
Конвейер был вновь запущен лишь вечером 7 ноября. Это произошло после того, как Ленинградский областной суд по иску работодателя вынес решение о приостановке забастовки. Кроме того, суд рекомендовал перенести проведение забастовки на другое число, если профсоюз и руководство компании не достигнут соглашения. Однако на переговорах стороны не к пришли к соглашению, и 20 ноября забастовка была возобновлена. Профсоюз потребовал существенного повышения заработной платы, а также выполнения других пунктов, и заявил о готовности продолжать забастовку вплоть «до удовлетворения требований, выдвинутых к руководству предприятия».
17 декабря рабочие «Форда» проголосовали за приостановку забастовки. В свою очередь, администрация решила пойти навстречу работникам завода и частично удовлетворить их требования. По мнению профсоюза, наиболее ощутимый итог — администрация согласилась повысить зарплату на 16 - 21 %. Также администрация согласилась ограничить время сверхурочных работ и оплачивать их в двойном размере. Более того, на все овертаймы стало требоваться мотивированное мнение профсоюзного комитета. Также были достигнуты договоренности по некоторым вопросам социальных гарантий и пенсионного обеспечения. Используя разные методы профсоюзной борьбы, — от переговоров до забастовок, — рабочие на «Форде» регулярно добиваются все большего повышения зарплаты, улучшения условий труда и социальных гарантий.
Забастовка 2007 года стала настоящей проверкой сплоченности и организованности профсоюзной организации на практике. Как профсоюз достиг этой сплоченности и организованности, проявленной большинством рабочих завода в течение почти целого месяца? Каждый рабочий мог видеть кропотливую, месяц за месяцем, работу профсоюза по улучшению условий собственного труда. Каждый рабочий мог участвовать в принятии решений и в контроле над их исполнением. Наконец, каждый рабочий мог ощутить результаты исполнения этих решений — и негативные, и позитивные. В период забастовки все решения были приняты профсоюзными собраниями и исполнены каждым членом профсоюза, а профком регулярно информировал всех членов профсоюза о решениях и об их исполнении. Таким образом, забастовка продемонстрировала силу демократически функционирующей профсоюзной организации, действующей в интересах всего трудового коллектива.
Профсоюзная солидарность
Опыт проведения забастовок на «Форде» и, в особенности, масштабной забастовки 2007 года оказали серьезное влияние на развитие рабочего движения в России и возникновение боевых профсоюзов в автомобилестроении. По мнению управляющего директора Объединения автопроизводителей России Игоря Коровкина, именно фордовский опыт спровоцировал всплеск рабочего движения в автопроме. Действительно, рабочие «Форда» подали пример настоящей борьбы рабочим других предприятий и не на шутку напугали крупный бизнес и чиновников.
Еще в середине 2006 года состоялось учреждение Межрегионального профсоюза работников автомобильной промышленности (МПРА). Однако официальная регистрация в органах юстиции состоялась только 1 февраля 2007 года после многомесячных бюрократических проволочек. С момента своего создания профсоюз входил в состав Всероссийской конфедерации труда. В марте 2010 года МПРА вступил в Конфедерацию труда России (КТР), в рамках процесса консолидации свободных профсоюзов. С ноября 2007 года МПРА состоит в Международной федерации металлистов, которая оказывает профсоюзу международную общественную и методическую поддержку.
Первоначально в состав МПРА вошли фордовский профсоюз и первичные организации из города Тольятти Самарской области - на ОАО «АвтоВАЗ» (знаменитый профсоюз «Единство») и на ЗАО «GM - АвтоВАЗ». Затем к ним присоединились профсоюзные организации других предприятий, производящих автомобили или комплектующие - из Всеволожска, Калуги, Москвы, Таганрога, Твери и многих других городов. После внесения изменений в Устав в профсоюз получили возможность вступать работники предприятий смежных с автомобильной промышленностью отраслей. Это позволило вступить в МПРА несколько новых профсоюзных организаций, в частности работников лакокрасочной компании «Тиккурила» в Санкт-Петербурге.
Создание профсоюзных организаций МПРА на некоторых предприятиях, а также проведение ими активных акций в защиту трудовых прав приводило к давлению со стороны работодателей и силовых органов на профсоюзных активистов. Кроме того, на Алексея Этманова и лидеров других профсоюзов, входящих в МПРА, в течение 2008 и 2009 годов было совершено несколько нападений, регулярно приходили угрозы. В профсоюзном движении угрозы и нападения связывались с их общественной деятельностью. Отметим, что эти факты нашли свое отражение в жалобе в Международную организацию труда, поданной в 2010 году от имени Всероссийской конфедерации труда и Конфедерации труда России.
МПРА был инициатором нескольких публичных кампаний в области социально-трудовых прав. В частности, в августе 2007 года была начата кампания за повышение заработных плат работников автомобильной отрасли, получившая большой резонанс в СМИ. Дело в том, что до этого времени в России несколько предприятий одной отрасли не требовали одновременно пересмотра зарплаты. Под заявлением о начале кампании подписались лидеры пяти действовавших на тот момент профсоюзных ячеек МПРА — «Форд» и ООО «Нокиан Тайерс» (Всеволожск), ОАО «Автофрамос» (Москва), профсоюза «Единство» «АвтоВАЗа» и ЗАО «Джи-Эм Автоваз» (Тольятти).
В дальнейшем профсоюзом были инициированы и другие кампании — за расширение прав профсоюзов и работников в условиях кризиса, кампания под лозунгом «Рабочие не должны платить за кризис». Последняя публичная кампания была объявлена МПРА в ноябре 2010 года в связи с инициативой российского миллиардера Михаила Прохорова о внесении поправок в Трудовой кодекс, среди которых — введение 60-часовой рабочей недели, перевод работников на гражданско-правовые договора, возможность увольнения работника по инициативе работодателя по экономическим причинам и другие. МПРА начала кампанию по внесению собственных изменений в Трудовой кодекс с целью защиты прав и интересов работников и профсоюзов.
По инициативе МПРА регулярно проходят семинары, на которых происходит обмен профсоюзным опытом, в том числе опытом ведения коллективных трудовых споров и забастовок. В семинарах, которые прошли уже в нескольких российских городах, принимают участие как активисты профсоюзных организаций МПРА, так и представители трудовых коллективов предприятий, где таких профсоюзов нет. После проведения семинаров в Калуге работники находящего в городе предприятия «Фольксваген Груп Рус», на котором действует профсоюз МПРА, осуществили «итальянскую забастовку» и приостановили работу на несколько дней летом 2009 года в связи с нарушением условий труда и провели предупредительную часовую забастовку летом 2010 года.
Профсоюз смотрит в будущее
Совсем недавно Алексей Этманов заявил об уходе с должности председателя первичной профсоюзной организации на «Форде». Причиной для такого шага является, по словам Этманова, необходимость ротации профсоюзных кадров на предприятии. Новый руководитель фордовского профсоюза был избран на конференции 24 августа — им стал рабочий сварочного цеха Александр Кашицин. Этот шаг является показателем действительно демократической структуры профсоюзной организации «Форда». Сам Алексей Этманов сосредоточится на межрегиональной профсоюзной работе, оставшись на должности председателя МПРА.
«Я руковожу профсоюзом уже шесть лет и сегодня вижу назревшую необходимость смены лидеров первичной профсоюзной организации. В коллективном договоре, который мы заключили с администрацией в апреле этого года, прописано освобождение председателя первички от основной работы с сохранением заработной платы для ведения профсоюзной деятельности. Мы лоббировали эту норму не для того, чтобы Этманов могу уйти от станка. Любой член профсоюза должен видеть возможность избраться на эту должность, если он активно работает в профсоюзе завода», — сказал тогда Этманов в своем публичном заявлении.
Другим важным шагом фордовского профсоюза стало выдвижение Алексея Этманова кандидатом в депутаты на предстоящих в декабре выборах Государственной Думы и Законодательного Собрания Ленинградской области. Решение об участии в выборах было принято на профсоюзной конференции «Форда», проходившей 24 августа. Выдвижение Алексея Этманова было полностью поддержано профсоюзным активом предприятия. Планы баллотироваться в Госдуму и областное Заксобрание поддержали и другие коллеги Алексея по профсоюзному движению.
Это решение профсоюзной организации говорит о том, что ее активисты и лидеры вполне созрели до участия в политической жизни страны. «Участие в выборах сейчас — это один из немногих демократических инструментов, которые остались нам, чтобы влиять на политику, на изменение законодательства в нашу пользу, — заявил Этманов в одном из своих интервью. — У нас в планах разработка и внесение предложений по изменению трудового законодательства, по решению проблем профсоюзов и трудящихся, с которыми мы постоянно сталкиваемся. Мы считаем, что наше участие в выборах поможет отстаивать интересы трудящихся и укрепит профсоюзы, укрепит МПРА».
Несмотря на то, что профсоюзная деятельность встречает в нашей стране огромное количество препятствий, российское рабочее движение растет и становится сильнее. Давлению со стороны крупного бизнеса, чиновничества и силовиков рабочие противопоставляют единство и солидарность. Пример борьбы на заводе «Форд» показывает, что только совместные коллективные действия работников в борьбе за свои права могут заставить администрацию пойти на переговоры и могут привести к улучшению ситуации. Кроме того, пример фордовцев является важным свидетельством того, что участие всех членов организации в выработке и принятии решений является залогом демократической атмосферы внутри профсоюза и гарантией сохранения выбранного боевого курса.
При написании использованы материалы первичной профсоюзной организации на ЗАО «Форд Мотор Компани», Межрегионального профсоюза работников автопрома, Конфедерации труда России, Института «Коллективное действие», газеты «Коммерсантъ», «Новой газеты» и «Radio France internationale».
"Не надо плакать! Организуйтесь!". Представляем вам краткую историю создания, становления и рабочей борьбы профсоюзной организации на заводе "Форд" во Всеволожске.
14 февраля в Находке стартовала Неделя действий против удобных флагов. В первый день инспекторы ДВРО РПСМ посетили с проверкой четыре судна. Результаты оказались неоднозначными.
Германия: Воспитатели немецких дошкольных учреждений и учителя школ во вторник объявили забастовку. Участники акции протеста требуют 6-процентного увеличения зарплаты.
Бангладеш:Глобальный союз IndustriALL и Глобальный союз UNI совместно запустили онлайн кампанию, призывающую правительство страны немедленно и безоговорочно освободить профсоюзных лидеров швейной промышленности.
Италия: Глобальный союз IndustriALL и энергетический гигант Eni продлили глобальное рамочное соглашение, договорившись о расширении прав 33000 работников, напрямую нанятых компанией в 65 странах мира.