Представляем читателям портала «Профсоюзы сегодня» краткую биографию Алексея Этманова - одного из наиболее известных российских профсоюзных лидеров, председателя Межрегионального профсоюза работников автомобильной промышленности, ранее многолетнего руководителя первичной профсоюзной организации ЗАО «Форд Мотор Компани».
Допрофсоюзная жизнь
Алексей Владимирович Этманов родился 1 декабря 1972 года в городе Душанбе Таджикской ССР, куда его родители приехали по распределению после окончания вузов. Там же с 1979 по 1989 годы учился в общеобразовательной школе. Как и многие юноши, он мечтал о море и романтике далеких странствий. Поэтому после окончания школы в 16 лет отправился в Ленинград поступать в мореходное училище.
Из училища отправился в армию, служил в Мурманске во внутренних войсках. Во время службы был направлен в 1991 году в командировку в Нагорный Карабах, где тогда разворачивался межнациональный конфликт. С июня по сентябрь 1991 года Алексей проходил службу в пригороде Степанакерта на блокпостах, задачей которых было не допустить близко друг к другу конфликтующие стороны.
Вернувшись из армии, закончил мореходку по специальности техник-механик промышленного рыболовства и аквакультуры (рыбак - мастер добычи). Ко времени завершения учебы Алексея в мореходке в 1994 году страна стала совершенно другой. Многие отрасли промышленности начали приходить в упадок, в том числе разваливался и рыбный флот. «Это был как раз переломный момент, когда многие люди, имея большой опыт и желание трудиться, не могли свести концы с концами, ― рассказывает Алексей Этманов о том времени. ― Те, кто ходил в море, по восемь месяцев находясь в плавании, потом не получали ни копейки».
Алексей перепробовал много занятий и профессий: работал маляром, на рыборазделке, слесарем автосервиса, в шиномонтаже. В конце 1990-х решил попробовать заняться собственным мелким бизнесом, связанным с шиномонтажом и продажей автомобильных запчастей. «Но душа не лежала, да и условия получения кредитов, налоговый пресс были такие, что работать приходилось чуть ли не себе в убыток», - рассказывает будущий профсоюзный лидер.
Однажды приятель рассказал, что во Всеволожске Ленинградской области, где Этманов жил с 1993 года, запущен завод «Форд» и что он туда уже устроился. Алексей решил заполнить анкету и оказался одним из тех, кого отобрали для работы на предприятии. В марте 2003 года Алексей Этманов устроился на «Форд» сварщиком. Условия труда на заводе, по сравнению с другими предприятиями, казались тогда почти сказочными, однако легкой работа не была. «Работа на конвейере действительно очень тяжелая, - рассказывает Алексей Этманов. - Восемь часов интенсивного труда при двух десятиминутных перерывах и получасовом обеде, естественно, изматывают».
Заводская борьба
Активной общественной деятельностью Алексей занялся после участия в профсоюзном семинаре в Бразилии. В этом семинаре участвовали активисты фордовских профсоюзов из Аргентины, Бразилии, Венсуэлы, Соединенных Штатов Америки и Канады. Целью семинара были обмен опытом и консолидация профсоюзов заводов «Форд» на международном уровне. Там он познакомился с работой профсоюзов корпорации «Форд» в других странах. В общении с профсоюзными коллегами из-за границы помогло знание английского языка, который он выучил в мореходном училище.
«Пришел на завод, осмотрелся, вступил в профсоюз. Он был маленький, человек сто. Через некоторое время начал надоедать председателю профкома, что, мол, ничего не делается по профсоюзной линии. Мысли у меня тогда были самые скромные, типа того, чтобы экскурсии организовывали. А тут в 2005 году бразильцы пригласили на встречу рабочих компании «Форд» Северной и Южной Америки. Но пригласили профсоюзников и с других континентов, где есть заводы «Форд». Меня еще с одним товарищем туда и отправили», ― рассказывает Алексей Этманов.
В августе 2005 года Алексей Этманов уже возглавил профсоюз завода. А к сентябрю профсоюзная организация во главе с ним выдвинула руководству ряд требований, основным из которых было повышение зарплаты на 30 %. В ноябре 2005 года на заводе прошла первая «итальянская» забастовка, длившаяся неделю. В том же формате рабочие бастовали в течение месяца в марте - апреле 2006 года. В феврале 2007 года рабочие полностью остановили конвейер на один день. Самая крупная полноценная забастовка проходила с 20 ноября по 17 декабря 2007 года. Убыток от нее не оглашался, но, по данным СМИ, мог достигнуть 100 миллионов долларов.
В январе 2008 года руководство «Форд» пригрозило уволить Этманова в числе других лидеров профсоюза и организаторов забастовки. Однако разразился скандал, и администрация была вынуждена оставить Алексея на заводе. В его адрес неоднократно поступали анонимные угрозы. В ноябре 2008 года на него были совершены два нападения, но профсоюзному лидеру удавалось избежать серьезных последствий с помощью травматического оружия.
Также под руководством Алексея Этманова проводился ряд «предупредительных» забастовок, когда конвейер простаивал по несколько часов. В результате всех стачек рабочие последовательно добивались повышения зарплаты и улучшения условий труда. В марте 2010 года прошла «итальянская» забастовка, продлившаяся около двух недель, после чего профсоюзу и руководству «Форда» долгое время удавалось приходить к соглашению по основным проблемам. Однако с марта 2011 года профсоюз и администрация снова не смогли найти общий язык по некоторым проблемам, которые, по мнению профсоюза, существуют на предприятии. В связи с этим работниками было объявлено о проведении новых предупредительных забастовок.
Межрегиональный уровень
На конференции в январе 2006 года первичная профсоюзная организация ЗАО «Форд Мотор Компани» вышла из состава Российского профсоюза машиностроителей («Роспрофмаш», структура в составе Федерации независимых профсоюзов России). На этой же конференции председателем профсоюзной организации был переизбран Алексей Этманов, также был обновлен состав профсоюзного комитета. После выхода из «Роспрофмаша» профсоюзная организация завода стала ориентироваться на взаимодействие с Всероссийской конфедерацией труда.
Летом 2006 года несколько профсоюзных организаций, в том числе с «Форда», объединились в Межрегиональный профсоюз работников автопрома (МПРА), который стал членской организацией Всероссийской конфедерации труда. Алексей Этманов стал одним из сопредседателей МПРА, вместе с лидером профсоюза «Единство» на ОАО «АвтоВАЗ» Петром Золотаревым. В 2010 году Алексей был избран на пост председателя МПРА. На объединительном съезде Конфедерации труда России в мае 2011 года Алексей Этманов вошёл в состав Совета Конфедерации труда России.
В конце июля 2011 года Алексей Этманов заявил об уходе с должности председателя первичной профсоюзной организации на «Форде». Причиной для такого шага явилась, по словам Этманова, необходимость ротации профсоюзных кадров на предприятии. Новый руководитель фордовского профсоюза был избран на конференции 24 августа - им стал рабочий сварочного цеха Александр Кашицин. Сам Алексей Этманов заявил, что намерен сосредоточиться на межрегиональной профсоюзной работе, оставшись на должности председателя МПРА.
«Я руковожу профсоюзом уже шесть лет и сегодня вижу назревшую необходимость смены лидеров первичной профсоюзной организации. В коллективном договоре, который мы заключили с администрацией в апреле этого года, прописано освобождение председателя первички от основной работы с сохранением заработной платы для ведения профсоюзной деятельности. Мы лоббировали эту норму не для того, чтобы Этманов могу уйти от станка. Любой член профсоюза должен видеть возможность избраться на эту должность, если он активно работает в профсоюзе завода», - сказал тогда Этманов в своем публичном заявлении.
Профсоюзный лидер идет в политику
Алексей Этманов традиционно сотрудничает с левыми политическими силами. Он принимал участие в нескольких попытках консолидации сил левых и профсоюзов. В частности, в феврале 2010 года вошел в политсовет партии «Рот Фронт», которая не была зарегистрирована Министерством юстиции России. Со стороны левых политических сил не раз звучали предложения выдвинуть Алексея Этманова в 2012 году единым кандидатом от оппозиции на президентских выборах.
В октябре 2009 года Алексей впервые выставил свою кандидатуру на муниципальных выборах в Совет депутатов города Всеволожска от Коммунистической партии Российской Федерации. Набрал 43,7% голосов и проиграл кандидату от «Единой России», главврачу местной больницы Татьяне Зебоде, всего 18 голосов. «Административный ресурс и подкуп победили. Власть добилась того, чего хотела», - писал тогда Этманов.
На проходившей в конце августа этого года профсоюзной конференции завода «Форд» было поддержано выдвижение Алексея Этманова кандидатом на предстоящих 4 декабря выборах в Государственную Думу России и Законодательное Собрание Ленинградской области. Он будет идти третьим номером по региональному списку партии «Справедливая Россия» в федеральный парламент и первым номером по списку партии в областное Заксобрание.
Поясняя свое выдвижение, Алексей Этманов в одном из интервью отметил: «Участие в выборах сейчас - это один из немногих демократических инструментов, которые остались нам, чтобы влиять на политику, на изменение законодательства в нашу пользу. У нас в планах разработка и внесение предложений по изменению трудового законодательства, по решению проблем профсоюзов и трудящихся, с которыми мы постоянно сталкиваемся. Считаю, что участие в выборах поможет отстаивать интересы трудящихся, и укрепит профсоюзы, укрепит МПРА».
Семья
Жена - Татьяна Этманова, также как и муж работает на заводе «Форд», в цехе окраски, и является членом профсоюза. В октябре 2009 года участвовала в выборах всеволожского Совета депутатов, однако не смогла пройти. Дочь - Ксения, студентка социологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, будущий специалист по социологии труда. Вся семья живет в городе Всеволожск.
«Моя жена также член профсоюза и полностью понимает меня и поддерживает в моей профсоюзной работе. Хотя, конечно, эта работа не приносит денег и отнимает много времени. Были, конечно, и страшные времена, когда на меня произошли нападения. Тогда дочь пришлось спрятать и она жила в другом месте. Но семья понимает, что то, чем я занимаюсь - я это делаю для улучшения положения работников нашего предприятия».
Использованы материалы: ППО на ЗАО «Форд Мотор Компани», МПРА, КТР, ИКД, газета «Коммерсантъ», «Новая газета» и газета «Биржа труда». Автор: Лехтман Александр
|