|
|
|
Российский профсоюз моряков совместно с Международной конфедерацией профсоюзов работников водного транспорта (МКПРВТ) и Международной миссией красного креста (ММКК) оказал содействие четырем грузинским морякам в возвращении на Родину. Турецкий судовладелец бросил их на произвол судьбы у берегов Абхазии.
Злоключения моряков турецкого сухогруза «Хакки Чиллиоглы» (Hakki Cillioglu, флаг Панамы) начались в феврале 2011 года, когда судовладелец перестал выплачивать зарплату. Члены экипажа, состоявшего из пяти граждан Азербайджана, четырех граждан Грузии и пяти турецких подданных, надеялись, что это временные трудности. Судовладелец обещал расплатиться с долгами весной, как только сухогруз начнет работать по контракту на перевозке щебня из Абхазии для олимпийских объектов в Сочи. Однако надежды моряков не оправдались.
5 мая 2011 года сухогруз «Хакки Чиллиоглы», на борту которого находился попутный груз – металлолом, встал на рейд в сухумском порту. Но ни грузополучатель, ни представители судовладельца, обещавшего морякам золотые горы, так и не объявились. Экипаж оказался брошен на произвол судьбы. Хотя тогда ситуация не казалась такой критичной. Через свои «родные профсоюзы» моряки попросили помощи у инспектора ITF в Новороссийске Ольги Ананьиной. – Я связалась с турецкими коллегами, – вспоминает Ананьина. – Они и нашли судовладельца. Но тот заявил, что его фирма обанкротилась, и наотрез отказался рассчитываться с экипажем, а вскоре и вовсе перестал отвечать на звонки. Осенью на борту закончились запасы топлива и продовольствия.
– Администрация порта Сухуми стала оказывать помощь морякам. На сухогруз было доставлено топливо, вода и питание: овощи, крупы, консервы, – рассказывает Ананьина. Между тем, члены экипажа стали покидать судно. Сначала домой уехали турецкие моряки, затем – азербайджанцы. А вот граждане Грузии – Георгий Сапанадзе, Манучар Болквадзе, Азиз Варшанидзе и Сулхан Цецхладзе оказались в самой настоящей западне. Дело в том, что Грузия не признает независимость Абхазии и считает эти земли своей «оккупированной территорией». По грузинским законам об «оккупированных территориях» граждане, въехавшие в Абхазию не с территории Грузии, считаются нарушителями государственной границы.
Грузинские моряки в случае схода на берег, согласно этому закону превратились бы в «предателей родины» и «пособников оккупантов». Дома им грозил реальный тюремный срок. Профсоюз моряков Грузии по этим же причинам не мог напрямую обратиться к абхазским властям, которых для них, вроде как, нет. Так банальный трудовой конфликт превратился в международную политическую проблему. Без вмешательства третьей стороны ситуацию решить было невозможно.
В феврале 2012 года профсоюзы Грузии снова обратились за помощью к российским коллегам в МКПРВТ и РПСМ.
– Сразу после обращения профсоюза моряков Грузии мы попросили оказать содействие в разрешении конфликта Российский профсоюз моряков, – рассказывает председатель МКПРВТ Георгий Столяренко. – Кроме того, от имени своей организации направили обращение к президенту Абхазии, обратились в посольство Абхазии в Москве, а так же к группе грузинских советников при швейцарском посольстве.
РПСМ провел предварительные консультации и направил обращение в МИД Абхазии. – Реакция на наше письмо была практически мгновенной, в ходе телефонных бесед нас заверили, что сделают все возможное для скорейшей репатриации моряков, –рассказывает первый заместитель председателя РПСМ Игорь Ковальчук.
Так же к разрешению проблемы подключилась Международная миссия красного креста в Абхазии.
– Пока моряки находились на борту, администрация Сухумского порта не раз оказывала им помощь продовольствием и деньгами, заправляла судно горючим, – сообщили в пресс-службе правительства Абхазии. – Но нужны были гарантии, что по возвращении на Родину к морякам не будут применены санкции, предусмотренные грузинским законом «Об оккупированных территориях».
К 31 марта 2012 года такие договоренности были достигнуты. Передача моряков проходила на грузино-абхазской границе на мосту через реку Ингур, и напоминала сцену из фильмов про шпионов. Вначале морякам в Сухумском порту выдали абхазские визы. Затем сотрудники абхазского МИДа усадили мореходов в джипы и доставили на машине к пограничном посту Ингур, где им проставили штампы на выезд из Абхазии. После чего моряки перешли на территорию Грузии, где их встречали пограничники и представители официальных властей, в частности, министр экономики Вера Кобалия. Так завершилось путешествие грузинских моряков к Абхазским берегам.
– Только благодаря совместным усилиям профсоюзов нам удалось изменить ситуацию, – считает Столяренко.
Между тем история с сухогрузом «Хакки Чиллиоглы» на этом еще не закончилась. Сейчас, по словам Столяренко, МКПРВТ решает, как восстановить трудовые права и выплатить членам экипажа задолженности по зарплате. Однако, скорее всего, сделать это будет невозможно. Абхазия – государство непризнанное. Процедура ареста судна с целью его продажи для погашения задолженностей перед экипажем и портовыми властями в любой другой стране, кроме России, не будет считаться законной. Да и покупатель на судно, которое нуждается в ремонте вряд ли найдется.
Между тем злополучный пароход продолжает стоять на рейде в порту Сухуми.
Судовладелец, кинувший на произвол судьбы грузинских моряков, нашел им замену. По информации инспектора ITF Ольги Ананьиной, это граждане Азербайджана. Турецкий судовладелец посулил им баснословные зарплаты. Однако надежды на то, что он выполнит свои обещания, нет.
– По сути дела обман продолжается, – считает Ананьина. – И в скором времени появятся новые пострадавшие.
В шахматах есть такое понятие: гамбит, когда шахматист жертвует фигурой для получения преимуществ и выгод на шахматном поле. И турецкий хозяин судна «Хакки Чиллиоглы», cудя по всему, не считает моряков за людей. Для него они всего лишь пешки, которых он с легкостью приносит в жертву ради денежной выгоды. Бросив на произвол судьбы один экипаж, теперь он кидает другой. Такой вот турецкий гамбит.
|