В пятницу, 20 апреля, в Москве состоялся круглый стол «Заемный труд: последствия для работников». Мероприятие было организовано Центром социально-трудовых прав при поддержке Фонда Фридриха Эберта. Сотрудники ЦСТП в ходе круглого стола провели презентацию проведенного ими исследования проблем заемного труда, название которого легло в название проводившегося мероприятия. В круглом столе приняли участие представители Конфедерации труда России и Федерации независимых профсоюзов России, международных профсоюзных структур, исследовательских организаций, а также представители государственных органов и агентств занятости. Круглый стол был отмечен бурной дискуссией по проблемам нестандартной занятости.
Основные содержательные моменты исследования ЦСТП
Презентационный доклад о проведенном исследовании сделал главный специалист социально-экономических программ ЦСТП Петр Бизюков. Он рассказал о главной цели исследования — выявить последствия для работников применения заемного труда и различных механизмов нестандартной занятости. Петр Бизюков отметил, что фундамент заемного труда — это срочные трудовые договоры. «Найм по срочному трудовому договору подвешивает работника на крючок, так как работник не знает о том, когда с ним расторгнут договор и на каких основаниях. Фактически срочные трудовые договора выполняют функцию контроля за поведением работника и значительно уменьшают возможности для сопротивления и защиты своих прав, в том числе через профсоюзное членство», — сказал эксперт.
Петр Бизюков также рассказал о явлениях, которые сопровождают введение заемного труда. В частности, он остановился на так называемом гибком рабочем времени, когда человек работает сколь угодно мало или сколько угодно много без компенсаций за простои и дополнительной оплаты за переработки. Система «гибкого времени» разрушает стабильность семейных бюджетов и личной жизни. «Заемный труд сопровождают снижение трудовых стандартов в отношении оплаты и условий труда, рабочего времени, просто трудовых отношений», — отметил Петр Бизюков.
При заемном труде осуществляется дискриминационная оплата труда работников. Заемные работники получают гораздо меньше своих коллег, находящихся в штате. При этом, заемные работники могут очень долго работать в таком режиме в надежде стать штатными. «Удивляет цинизм многих крупных предприятий, когда человека очень жестко изматывают в ходе заемной работы, рассчитывая на его желание стать штатным работником», — сообщил Петр Бизюков.
Эксперт также рассказал о возникающей в связи с этим конкуренции между штатными и заемными работниками. «Усиливается конкуренция между работниками за рабочие места. С одной стороны находятся штатные, квалифицированные работники, а с другой - заемные, еще не умеющие работать новые работники. Старые работники отказываются учить молодых работников, боясь, что те вскоре займут их место. Все это приводит к деквалификации труда и снижению профессиональной мотивации», — отметил Бизюков.
Кроме того, рассказал эксперт, происходит обезличивание системы управления людьми. Петр Бизюков отмечает: «Существует классический подход к управлению персоналом - руководитель знает хотя бы в какой-то мере, кто у него работает, какие функции выполняет и так далее. В ходе применения заемного труда эта концепция меняется. Руководители зачастую перестают представлять себе, кто у них и на каких позициях работает. Многие руководители начинают даже бравировать этим незнанием. Заемный труд приводит к дегуманизации трудовых отношений».
Эксперт ЦСТП отметил, что исследователи в ходе своей работы рассчитывали найти позитивные составляющие заемного труда. Однако с точки зрения интересов работников их попросту нет. «Заемный труд однозначно ухудшает позиции работника, — заявил Петр Бизюков. — Работники получают только ухудшение своих позиций и снижений социальных стандартов, экономию на зарплате и условиях труда. Сторонники заемного труда часто говорят о том, что общество получит увеличение эффективности производства и экономический рост. Да, определенный, очень ограниченный и локальный, рост действительно может иметь место, но одновременно возникнут очень серьезные социальные издержки. Я бы даже сказал, что социальные издержки будут неизмеримо велики».
Дискуссия между профсоюзами и частными агентствами занятости
В ходе круглого стола по проблеме заемного труда высказались представители Федерации независимых профсоюзов России — заместитель председателя ФНПР Нина Кузьмина и депутат Госдумы Михаил Тарасенко. «Заемный труд - это главная угроза принципам социального партнерства. Именно поэтому профсоюзы по всему миру выступают против использования заемного труда и трехсторонних отношений на предприятиях», — отметил Михаил Тарасенко. Он подчеркнул, что это мнение разделяют Международная организация труда и Международная конфедерация профсоюзов. Михаил Тарасенко отметил, что после перехода огромного количества производств на заемный труд во Франции, Германии и других странах Западной Европы работники получили только ухудшение условий труда.
Зампред ФНПР Нина Кузьмина отметила: «Я не уверена в экономической обусловленности заемного труда. Даже если есть плюсы в экономии средств на локальном уровне, то на уровне общества будут огромные социальные издержки. Здесь огромное количество рисков не только для работников, но и для бизнеса. Трехсторонние трудовые отношения не только подрывают действие Трудового кодекса, но и подрывают принципы социального партнерства и социальной защищенности. Заемный труд в контексте российского законодательства совершенно не законен и действительных оснований для его легализации в нашей стране нет».
С достаточно радикальным предложением выступил президент Конфедерации труда России Борис Кравченко, который заявил о том, что использование заемного труда должно подпадать под действие российского уголовного законодательства. «Заемный труд является современной формой рабства и худшей формой эксплуатации, — заявил президент КТР. — Я считаю, что использование заемного труда должно регулироваться не трудовым, а уголовным законодательством».
«Невозможно дальнейшее развитие страны без создания миллионов качественных рабочих мест. Этой же позиции придерживается и высшее руководство нашей страны. Однако этой позиции полностью противоречит предложение легализовать заемный труд. Мы вместе с нашими товарищами по профсоюзному движению, вместе с руководством страны и ведущими политическими силами будем бороться против легализации заемного труда. Трехсторонние отношения на предприятиях в нашей стране должны быть запрещены», — заявил Борис Кравченко.
Напомним, в начале 2012 года Конфедерация труда России и Федерация независимых профсоюзов России объявили о начале кампании за полный запрет заемного труда в нашей стране. В ходе своего выступления Борис Кравченко подчеркнул, что КТР поддерживает идею внесенного в Государственную Думу законопроекта о запрете заемного труда, инициаторами которого стали депутаты Андрей Исаев и Михаил Тарасенко. «Нас не могут удовлетворить некоторые двойственные формулировки законопроекта, которые могут приоткрыть на практике легализацию заёмного труда. Но в целом мы готовы его поддержать», — заявил президент КТР.
«Из кризиса работодатели выходят практически без потерь, перекладывая основные издержки на своих работников и на государство, — отметил в ходе дискуссии представитель Международной федерации металлистов в странах СНГ Вадим Борисов. — Государство все более устраняется от вопросов соблюдения социальных прав работников и передает эти вопросы бизнесу. На уровне предприятий мы видим уход работодателя от модели социального партнерства и стремление перейти к трехсторонним отношениям. Работник оказывается фактически не защищен, возможностей для отстаивания своих прав становится все меньше. Поэтому профсоюзы вынуждены будут возвращаться к модели жесткого противостояния позициям работодателей всеми возможными формами».
Позиции в пользу заемного труда, высказанные в ходе дискуссии со стороны частных агентств занятости, не выдерживали никакой критики. Фактически, сторонники заемного труда не высказали никаких содержательных аргументов. Их аргументы базировались вокруг абстрактных риторических конструкций, вроде «свободного труда», и необходимости создания новых, — «мобильных» и «гибких», — рабочих мест. Представитель агентства занятости «Coleman Services UK» Ольга Банцекина отметила, что необходимо вспоминать не только об интересах работников, но и об инвестиционном климате в стране.
Однако, как отметили представители профсоюзной стороны, «свободный труд» в данном случае — это свобода остаться в любой момент без работы, а рост занятости и инвестиционный климат будут обеспечиваться за счет полного бесправия работников. Кроме того, представители частных агентств занятости апеллировали к опыту введения заемного труда в западноевропейских странах в последние 15 лет. Однако в ответ поступило разумное возражение, что этот опыт в последние годы все больше ставится под сомнение, в том числе со стороны его вчерашних сторонников. «Ни одного серьезного аргумента в пользу заемного труда не было высказано просто потому, что таких аргументов нет», — отметил Борис Кравченко. Автор: Лехтман Александр
|