|
|
|
14 июля экипаж российского зверобойно-рыболовного судна «Тюлень-6», брошенный полгода назад судовладельцем на произвол судьбы в Конго, возвратился на родину. В столичном аэропорту «Домодедово» его встречали представители Российского профессионального союза моряков, без участия которого репатриация моряков вряд ли была бы возможна.
Среди пассажиров брюссельского авиарейса, приземлившегося 14 июля в Домодедово в 15:30 мск, эти девять мужчин в зале прилета выделялись своим явно неевропейским загаром и отсутствием лоска. Простенькие джинсы, застиранные футболки и рубашки. Некоторые неимоверно худы, но все счастливы. После полугода мытарств в Африке члены экипажа ЗРС «Тюлень-6» возвращались домой.
Они уехали из России 7 месяцев назад в надежде на хорошие заработки. Однако заработать им не удалось.
– Моряки стали заложниками бизнес-неудачи судовладельца. Он не платил морякам зарплату, при этом средств на нормальное обеспечение экипажа и на репатриацию у него тоже нет, – рассказывает первый заместитель председателя Российского профсоюза моряков Игорь Ковальчук, встречавший членов экипажа ЗРС «Тюлень-6» в аэропорту.
МИД России оплатил морякам дорогу до Москвы, дальнейшие дорожные расходы взял на себя профсоюз.
– Я вообще не знаю, смогли бы мы когда-нибудь выбраться из Африки, если бы на помощь не пришел профсоюз, – говорит капитан Валерий Старков. – РПСМ помог нам с питанием, через профсоюз мы держали связь с официальными российскими властями. По словам рефрижераторного механика Александра Федякина, сначала поводов не доверять судовладельцу не было.
– Мы должны были только перегнать судно. Причем перевести половину суммы, оговоренной в контракте, судовладелец обещал еще по прибытии в Босфор. Но потом срок платежа стал переноситься. Так мы и попали в ловушку, – горько усмехается моряк. – Каждый день нас кормили обещаниями.
ЗРС «Тюлень-6» (судно зарегистрировано в Государственном судовом реестре под № 9, порт приписки – Махачкала) строили специально для Каспия. Но его хозяин, индивидуальный предприниматель Магомед Магомеддибиров, решил передать «Тюлень-6» в лизинг бизнесменам из африканской республике Конго. Однако сделка сорвалась, и теплоход встал на прикол в порту Муанда. Причем моряки не могли сойти на берег – судовладелец не удосужился оформить для членов экипажа конголезских виз.
– Фактически мы оказались на нелегальном положении. Нас даже могли арестовать, – рассказывает моряк Игорь Непомнящий.
Между тем ситуация на судне началась усугубляться с каждым днем. У моряков заканчивались запасы продовольствия, воды и топлива.
Николай Андрущенко, судовой повар вспоминает, как пытался выкручиваться из положения и разнообразить скудное меню: полугнилой рис и рыбу сдобрить приправами.
– Только вот приправы калорийности пище не добавляют, – вздыхает он. – Однажды на судне остался только сахар, мы разводили его с кипятком погуще, получался сироп. Его и пили.
Вскоре истощенные моряки начали болеть малярией.
– Озноб накатывает волнами, – вспоминает Игорь Непомнящий. – И с каждым приступом все тяжелее и тяжелее. К счастью, рядом с портом, располагалась военная часть, и военные выделяли нам лекарства. Мы сейчас все на этих таблетках сидим. Они очень сильно действуют на печень, так что она распухает после каждого приема.
В апреле, устав от вечных обещаний судовладельца, полуголодной жизни и болезней, моряки обратились в российское консульство и РПСМ с просьбой оказать помощь. Профсоюз собрал 1,5 тысячи долларов на питание для экипажа. Однако было сразу понятно, что моряков надо в срочном порядке вывозить на родину.
– Это российское судно, российские граждане, и российское государство по конвенции МОТ 2006 года должно репатриировать моряков, взыскав потом расходы с судовладельца. За это отвечает МИД России, – рассказывает зампредседателя РПСМ Игорь Ковальчук. – Но так как мы ратифицировали эту конвенцию только в этом году, то средства для репатриации из федерального бюджета будут предусмотрены только со следующего года.
В связи с этим РПСМ в середине июня 2012 года обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой оказать содействие в репатриации экипажа теплохода «Тюлень-6». Моряки продублировали обращение в адрес министра МЧС Владимира Пучкова. В начале июля дело сдвинулось с мертвой точки. На репатриацию моряков были выделены деньги.
Второй механик судна Руслан Какраев вспоминает, как все обрадовались, когда позвонили из консульства и сообщили, что 13 июля они полетят в Россию. – В Муанду из Киншаса (столица Конго – прим. ред.) за нами прислали автобус, на нем мы должны были ехать в аэропорт, – рассказывает Руслан Какраев. – Но дорог в Конго нет, в итоге мы застряли. Как же мы мучились, пока вытолкали его. В итоге чуть не опоздали на рейс. Приехали за полчаса до вылета. Думали все – не успели. Но, к счастью, на самолет нас пустили.
По словам Какраева, первым делом, по приезду он хочет понянчить дочь. – Когда я уезжал, супруга была беременна, – говорит он и груснеет. – В этом рейсе я планировал заработать денег. А в итоге приезжаю пустой.
– Обещаний было много, а не получили ничего, – вздыхает Игорь Непомнящий. По словам Игоря Ковальчука, теперь взыскивать задолженности с судовладельца, моряки будут через суд. Кроме того, РПСМ обратился в Генпрокуратуру, чтобы восстановить свои нарушенные права и заставить нанимателя рассчитаться с работниками.
|