|
|
|
На минувших выходных, 2 и 3 марта, в Подмосковье состоялся семинар, посвященный вопросам организации профсоюза работников высшего образования «Университетская солидарность». В семинаре, проходившем при поддержке Конфедерации труда России, приняли участие преподаватели из вузов Москвы, Ижевска, Тольятти, Калининграда, Воронежа, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Самары и Казани. Участники встречи обсудили проблемы высшего образования в России, конкретную ситуацию в своих регионах и университетах, а также перспективы формирования и развития профсоюза высшей школы в России.
На семинаре обсуждались вопросы организации низовых ячеек профсоюза, привлечения в них новых членов, стратегия и тактика деятельности профсоюзных активистов на рабочих местах. Важное место занимали также вопросы выявления потенциальных активистов профсоюза в трудовом коллективе и работы с ними, строительства низовой профсоюзной организации (вузовской или территориальной), а также взаимоотношений с уже существующими в вузах официальными профсоюзами.
Особое внимание было уделено определению основных проблем и угроз, с которыми сталкиваются организаторы профсоюза в сфере высшего образования, и путей их преодоления. При обсуждении этих вопросов преподаватели продемонстрировали практически полное единодушие. Среди основных угроз были названы коммерциализация высшего образования, снижение доступности качественного образования, бюрократизация системы управления вузов, отсутствие контроля за действиями администрации, отсутствие гарантий занятости преподавательского состава и угрозы сокращений, а также многое другое.
Участники семинара обсудили и предложили ряд долгосрочных целей, благодаря которым было бы возможно решение имеющихся в высшем образовании проблем. Среди наиболее важных целей были выделены — отмена системы подушевого финансирования, прозрачность распределения средств и обеспечение достойной заработной платы, исходя из реальных потребностей преподавателя и его семьи. Преподаватели планируют также бороться за университетскую автономию, выборность администраций и согласование решений с трудовым коллективом и профсоюзом.
Кроме того, преподаватели заявили о необходимости разработки профсоюзным сообществом критериев оценки и качества преподавания. По мнению некоторых участников семинара, сосредоточение внимания на этом пункте говорит о действительных демократических ценностях будущего профсоюза. Преподаватели сделали также акцент на важности борьбы за демократизацию политической системы, а также на необходимости широкой общественной дискуссии о миссии высшего образования и его месте в обществе.
Также произошел обмен мнениями о положении профессорско-преподавательского состава и проблемах высшего образования в регионах. Участники семинара из различных городов России рассказали о ситуации в своих вузах, возможностях и путях проведения профсоюзной работы. В частности, неоднократно подчеркивалась необходимость действовать не только на рабочих местах, но и через социальные сети и блоги, молодежные дискуссионные клубы и неформальные объединения студентов и преподавателей.
В ходе семинара также состоялось расширенное совещание Оргкомитета профсоюзной инициативы «Университетской солидарности», в котором приняли участие присутствовавшие на семинаре активисты из регионов. На совещании было решено наметить проведение учредительного съезда нового профсоюза на конец апреля текущего года в Москве. К этому времени инициаторами его создания должны быть согласованы тексты всех необходимых документов, которые будут предложены на рассмотрение съезда.
Участники совещания единодушно одобрили предложенное московскими активистами дополнение к Декларации. Другие поправки и дополнения предложено обсуждать на сайте «Университетской солидарности», в рассылке и группе в сети Фейсбук. Были сделаны предложения о выработке согласованной позиции в отношении реформы образования и краткого текста в помощь активистам «Первые шаги».
Дискуссию вызвал вопрос о членстве в будущем профсоюзе — какие категории вузовских работников в него принимать. Включать ли, помимо профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников, также технический персонал — лаборантов, инженеров и других сотрудников? Кого считать руководящими работниками, чье членство в свободном профсоюзе не допускается? По мнению некоторых участников, в устав необходимо включить формулировку, в которой указывались бы не должности, а выполняемые в вузе функции и полномочия, несовместимые с членством в профсоюзе.
«Самый главный итог семинара в том, что удалось пообщаться вживую с коллегами из регионов, — отметил член оргкомитета по организации профсоюза «Университетская солидарность» Павел Кудюкин. — В целом, мероприятие получилось довольно оптимистичным по духу, и наши коллеги разъезжались с явным желанием создавать профсоюзы у себя в вузах. Мы смогли обсудить важные проблемы высшего образования, получить важные практические навыки для нашей профсоюзной работы. Это был очень полезный семинар».
«Я вновь укрепился в своей убежденности, что нам удастся построить серьезный профсоюз, представляющий вузовских преподавателей нашей страны. Серьезную поддержку в организации и проведении семинара оказывала нам Конфедерация труда России. Наша работа по формированию профсоюза «Университетская солидарность» происходит в тесном контакте с КТР, и после учреждения мы планируем войти в состав этого профсоюзного объединения», — отметил Павел Кудюкин.
|