|
|
|
Докеры Ейского морского порта почти год не могут добиться заключения коллективного договора с работодателем. суд уже во второй раз не позволяет им провести забастовку
В четверг, 13 ноября, докеры ОАО «Ейский морской порт», одной из ведущих стивидорных компаний в Азово-Черноморском бассейне, уже во второй раз планировали провести забастовку. Но, как и 1 ноября, накануне они получили постановление суда о ее приостановке. «За последние два года не знаю ни одного решения суда, который бы признал забастовку законной», — председатель Российского профсоюза докеров Василий Козаренко в комментарии без неожиданности отреагировал на решение суда.
Несостоявшиеся переговоры
В 2013 году закончился трехлетний трудовой договор сотрудников Ейского морского порта. Председатели профсоюза докеров и профсоюза моряков объединились в единый представительный орган работников, направив в дирекцию уведомление о начале переговоров по заключению коллективного договора.
«Работодатель отказался с нами что-либо заключать, сославшись на то, что сами работники якобы не хотят коллективного договора. Своего варианта он не предложил, завив, что будет работать только в рамках Трудового кодекса», — рассказал уволенный в начале ноября докер, а ныне заместитель председателя профсоюзной организации в Ейском порту Дмитрий Мазурин.
Рабочие пояснили, что даже представление Краснодарской транспортной прокуратуры, установившей, что уклонение от коллективных переговоров нарушает трудовое законодательство, осталось для работодателя «пустой бумажкой».
31 июля руководству порта направили протоколы собраний бригад и подразделений, подписанные почти 200 работниками — это большая часть трудового коллектива. Собрания требовали заключить новый трудовой договор. Спустя неделю поступил очередной отказ. По словам Мазурина, вместе с отказом заключить коллективный договор начался «полный бардак с зарплатами, которые уже не зависят от объема работ — как посчитают нужным, так и выдадут». Деньги получает бригадный подряд, по новым правилам, продолжает зампред профсоюза, тот, кто больше всего вносит «в общий котел», получает меньше тех, у кого низкие расценки. Работая в одной бригаде, докер по расценкам может заработать около 500 рублей, другой почти две тысячи.
В целом, продолжает он, изменились и расценки: ставки снизились с 90 до 35 рублей, еще несколько лет назад разгрузить вагон стоило 450 рублей, по новым тарифам — около 100 рублей. На руки рабочие получают, по подсчетам профсоюза, около 15–17 тысяч рублей.
«Несколько лет назад была похожая ситуация. Тогда все докеры написали заявление на увольнение и положили на стол директору. Он пошел на уступки, поднял зарплату. Люди были в правовом отношении неграмотными, не закрепили это на бумаге. Через полгода началась все та же свистопляска», — добавил Мазурин. Решив действовать в рамках закона, докеры собрались на забастовку.
Пацаны, чего хотите?
Для организации забастовки необходима инициативная группа, которая проводит конференцию или собрание работников, приняв на нем решение о протестной акции. Заранее извещаются местные органы власти, в Ейске это мэр и глава района, а также работодатель. В это время дирекция может оперативно обратиться в суд, заявив о намерении начать переговоры, от которых, собственно, все это время и уклонялась. Став на сторону работодателя, суд постановляет прекратить еще не начавшийся протест. А вот исполнит ли работодатель намерение или нет, уже мало кого волнует.
4 октября работники Ейского морского порта проводят конференцию, собрав больше 30 делегатов, каждый из которых представлял десяток рабочих. Принято решение о забастовке 1 ноября. Накануне, 30 октября, городской суд приостанавливает ее проведение. 11 ноября действия забастовочного комитета признаются законными, рабочие вновь уведомляют о протестной акции. Но вечером 12 ноября получают определение о незаконности забастовки уже от Краснодарского краевого суда, куда с новым иском обратился работодатель.
Все это время, отмечают в профсоюзе, оказывалось давление на активистов, у которых отбирали пропуска и подвергли дисциплинарным взысканиям. Уволены два заместителя председателя профсоюза — сам Мазурин и Василий Кажакскурт. Поступила информация об отобранных пропусках у членов забастовочного комитета. Среди уволенных оказался рядовой активист Иван Козаренко, однофамилец председателя Российского профсоюза докеров.
«Забастовку сегодня провести реально труднее, чем в дореволюционной России, — сокрушается Мазурин. — Даже обычный пикет устроить мы почти не можем. Губернатор Ткачев принял постановление, по которому пикетировать можно на расстоянии не меньше 50 метров от торговых центров, портов, вокзалов. Ейск — старый городок с плотной застройкой. Свободных площадок, отвечающих всем ограничениям, здесь почти нет».
Но докеры продолжают начатую 1 ноября «итальянскую» забастовку — работают медленно, с соблюдением всех инструкций, нормативов и правил. Если раньше за смену выгружали десять вагонов, сегодня — пять. «Для работодателя это ощутимее, чем мы сядем на рельсы. В Ванинском порту ребята "итальянили" две недели, работодатель сам прибежал к ним: пацаны, чего хотите? Все подъездные пути были забиты, дирекция пошла на уступки», — подытожил Мазурин.
Что экология, что люди — грабли одни
Председатель Российского профсоюза докеров Василий Козаренко пояснил: сложности с заключением коллективного договора сегодня встречаются достаточно часто. «Но Ейск выпадает из общей тенденции. Там нарушают закон напрямую. Во-первых, создан единый представительный орган, с которым работодатель должен был сесть за стол переговоров, а он уклонился. Прокуратура требует приступить к переговорам — вновь игнорируется», — отметил профсоюзный лидер. Согласившись, что официальную забастовку сегодня провести почти невозможно, Козаренко признает — рабочим проще начать забастовку, затем получить решение суда о прекращении, и тогда уже приступить к работе. Результат тот же.
«Куда эффективнее и действеннее "итальянская" забастовка, в ходе которой производительность падает в два раза, а то и больше», — считает представитель Российского профсоюза докеров.
В Государственной инспекции труда по Краснодарскому краю сообщили, что о ситуации в Ейском порту им известно. «К нам обратились работники порта, разбираемся в ситуации. Назначены встречи с администрацией и работниками, рассматриваются обращения рабочих, проводится документальная проверка. В случае выявления нарушений трудового законодательства руководству порта предъявят предписание», — заявил начальник отдела правового надзора и контроля краевой инспекции труда Сергей Хачатурян. Собеседник уточнил, что проверка займет около трех недель.
Отдельные мероприятия проводит и трехсторонняя комиссия при районной администрации. На заседании комиссии руководству порта рекомендовали вступить в переговоры с профсоюзами, а профсоюзам — зарегистрировать трудовой спор в департаменте труда и занятности населения администрации Краснодарского края. Многие рабочие воспринимают это как откровенное издевательство: власти просто затягивают ситуацию, не выдвигая жестких требований к дирекции.
В самом Ейском морском порту комментировать ситуацию не стали, сославшись на отсутствие на рабочем месте гендиректора Андрея Панычева, и посоветовали позвонить на следующей неделе.
Местные экологи и гражданские активисты видят в проблемах работников порта прямую взаимосвязь с их поддержкой запуска нефтяного терминала. «Предпринимателям, в частности владельцам порта, сейчас важнее не экология или люди, а прибыль. Когда делали нефтяной терминал, всем говорили: появятся новые рабочие места, будут соблюдаться экологические нормы. Обманули и в том, и в другом. Первое время работников наняли, но вскоре начали сокращать. По экологии — было несколько разливов нефти», — рассказал член совета Экологической вахты по Северному Кавказу, председатель ейского отделения «Яблока» Александр Каравайный. Автор: Андрей Кошик
|