|
|
|
Работники порта Ейска требуют переговоров о новом коллективном договоре, в чем администрация отказывает, не смотря на то, что профсоюзы докеров и моряков представляют интересы более половины работников порта. Суды уже дважды запретили забастовки, которые работники даже не успели начать. Что хотят и почему протестуют докеры Краснодарского края?
«Схема начисления заработной платы абсолютно непрозрачна. Определить, как она начисляется, невозможно, равно, как и проверить эту схему», – говорит представитель забастовочного комитета Евгений Свиридов.
«И так платили непонятно как, зарплата не зависела от выработки, – признается зампредседателя профсоюза, уволенный несколько дней назад докер Дмитрий Мазурин. – Фиксированный размер оплаты труда был только в договоре, а на деле – полный бардак». По его словам, в среднем, рабочие получают порядка 15 тысяч рублей. Перед забастовкой выплатили чуть больше – около 17 тысяч.
На любые попытки наладить диалог, продолжают представители профсоюза, дирекция отвечала отказом. В ответ на предложение приступить к переговорам с участием посредника или в трудовом арбитраже, администрация вообще пригрозила административной и уголовной ответственностью.
Тогда на конференции 4 октября делегаты от докеров и других рабочих порта приняли решение о забастовке. По закону перед ее проведением необходимо уведомить как органы исполнительной власти, так и работодателя. У последнего остается возможность оперативно обратиться в суд, заявив о намерении начать переговоры, после чего суд выпускает определение «о приостановке забастовки».
Как рассказал председатель Российского профсоюза докеров Василий Козаренко, за последние два года он ни разу не встречал постановления суда, признающее забастовку законной. Поэтому некоторые рабочие идут другим путем: вместо официальных уведомлений начинают бастовать, просто не выходя на рабочие места, работодатель спешит в суд и получает постановление о незаконности протестной акции, после чего они приступают к работе.
Не дали провести забастовку и в Ейске. Накануне акции судья городского суда Михаил Поплавский постановил приостановить забастовку, которая, собственно, еще и не началась. Поводом стало уточненное ходатайство администрации порта о намерении начать коллективные переговоры. За несколько дней до этого, 22 октября, суд Ейска вынес решение по иску Краснодарской транспортной прокуратуры к «Ейский морской порт», в котором прямо указал на незаконность отказа работодателя от переговоров.
В Ейске не дали провести забастовку
К слову, первое представление прокуратуры по этому поводу направлено еще в марте, но целых полгода его никто не спешит исполнять. А тут, получив на руки постановление суда, администрация порта оказалась во всеоружии – в день предполагаемой забастовки морской вокзал окружили усиленные наряды полиции, судебные приставы вручили исполнительные листы председателям профкома и забастовочного комитета – работодатель предупредил о взыскании убытков, если забастовка состоится.
11 ноября действия забастовочного комитета признаются судом законными, вновь направляется уведомление о протестной акции уже на 13 ноября. Но в восемь часов вечера среды, 12 ноября, комитет получает определение Краснодарского краевого суда о незаконности забастовки.
«Первый суд, а за ним и краевой выслушали только одну – искаженную – точку зрения работодателя. По сути, ту, которую и хотел услышать – выгодно, чтобы рабочие не имели своей принципиальной позиции, трудились как рабы за миску супа», – категоричен представитель забастовочного комитета Свиридов.
Представители профсоюза признаются, что все эти дни их активистам на работе создаются напряженные условия – у докеров забирают пропуски, объявляют дисциплинарные взыскания. В начале ноября уволены два заместителя председателя профсоюза и один из активистов – Иван Козаренко. В порту горько шутят: последний пострадал за фамилию, являясь однофамильцем председателя Российского профсоюза докеров.
Не получив разрешения на легальную забастовку, рабочие почти две недели проводят «итальянскую» – работают в строгом соответствии со всеми инструкциями и техникой безопасности. Если раньше разгружали десять вагонов, сейчас, в лучшем случае, пять. Профсоюзные лидеры уверены, что такой подход окажется более действенным, нежели докеры просто сядут на рельсы.
Попытки разрешить конфликт предпринимает, но крайне вяло, администрация Ейского района. Например, она провела заседание трехсторонней комиссии, на которой дирекции вновь рекомендовали вступить в коллективные переговоры (как будто она не обязана к этому судом!), а также привлечь посредника для выхода из ситуации.
13 ноября в Ейск приехал начальник отдела правового надзора и контроля Государственной инспекции труда по Краснодарскому краю Сергей Хачатурян. Он сообщил, что планирует встречи с представителями порта и рабочими, а также проводит документальную проверку. При выявлении нарушений дирекция получит предписание. Проверка займет три недели.
В приемной Ейского морского порта уже несколько дней повторяют: прокомментировать ситуацию может только генеральный директор, который «будет на следующей неделе».
|