|
|
|
В воскресенье, 26 апреля, в Москве состоялся независимый съезд учителей и педагогов дошкольного и дополнительного образования столицы, который проводился профсоюзом «Учитель» при содействии Конфедерации труда России и информационной поддержке «Новой газеты». Его участники обсудили трудовые права педагогов, проблемы дезинформации учителей и родителей, бюрократизации образования, проблемы профессиональной аттестации и повышения квалификации педагогов, насильственного объединения образовательных учреждений Москвы и другие проблемы.
С приветственным словом к делегатам съезда обратился президент Конфедерации труда России Борис Кравченко, который призвал учительское сообщество к консолидации вокруг профсоюза «Учитель» для отстаивания справедливых требований и защиты трудовых прав работающих педагогов, а также отстаивания интересов учеников и родителей.
Леонид Перлов, учитель лицея «Вторая школа» и председатель московской территориальной организации профсоюза «Учитель», отметил, что цель съезда — показать, что в Москве есть как учителя, так и родители готовые бороться за качество школьного образования. «Одна из основных задач — убедить учителей, что в одиночку борьба бессмысленна, а коллективное действие, профессиональная солидарность, профессиональный союз способны человека защитить, — считает Леонид Перлов. — Сегодня это давление есть, и членство в профсоюзе может быть опасным для человека. Не в плане прямого увольнения, хотя это тоже случается, но и, например, в плане подталкивания его к написанию заявления об уходе. Путем, например, урезания зарплаты как таковой, уменьшения нагрузки, которая ведет к уменьшению зарплаты».
На съезде также выступили представители родительского сообщества — тех школ, которые подверглись оптимизации. В частности, выступили родители учащихся средней школы № 120 Москвы, которую без всякого обсуждения с родительским сообществом объединили с политехническим колледжем № 39. Кроме того, выступили представители дополнительного образования. В частности, звучали сообщения о ситуации с оптимизацией сети музыкальных школ Москвы.
Сопредседатель профсоюза «Учитель» Андрей Демидов отметил, что представляет на съезде петербургских учителей. По его оценке, многие процессы в Москве идут опережающими темпами — это и оптимизация, и перевод учителей на эффективный контракт, урезание надбавок. «Процессы движутся в одном направлении: экономии средств, выделенных на образование. И мне важно понять, что будет у москвичей в сухом остатке, какие предложения участники съезда сделают после обсуждения. Проблемы мы и так знаем, хотелось бы понять, как и что мы вместе можем этому противопоставить», — отметил Андрей Демидов.
Он считает, что нужно отстраивать многосоставную коалицию, необязательно через профсоюзы: «Сегодня прозвучало, что родители хотят сделать независимый городской родительский комитет и хорошо бы это получилось. Было бы хорошо, если бы он и профсоюз «Учитель» объединились бы в какую-то неформальную ассоциацию. Мне нравится идея Координационного совета «В защиту московского образования». Понятно, что никаких кардинальных отличий московского от пермского или петербургского нет. Все упирается в федеральный бюджет и позицию федеральных властей, хотя формально образование относится к компетенции муниципальных или региональных властей. Хотелось бы, чтобы в каком-то регионе такое объединение усилий учителей и родителей состоялось, чтобы можно было показывать его как образец».
Во второй половине дня на съезде состоялось обсуждение по группам — «Объединения школ», «Управляющие советы», «Дополнительное образование» и «Трудовые права педагогов». Все предложения будут собраны в единую резолюцию съезда, которая будет опубликована в ближайшие дни.
Участники съезда поддержали инициативу профсоюзов «Учитель» и «Университетская солидарность», представители которого также приняли участие в работе съезда, о проведении межрегиональной акции 31 мая накануне Дня защиты детей. В ходе предстоящей акции преподаватели школ и вузов намерены выразить протест текущей образовательной политике, направленной на снижение доступности всеобщего качественного бесплатного образования.
Среди основных требований акции — отказ от повсеместного сокращения образовательных учреждений и массового сокращения преподавательского состава, которое влечет за собой значительное увеличение нагрузок на оставшихся работников. В ходе акции преподаватели потребуют прекратить повсеместное административное давление на профсоюзный актив в школах и вузах и отказаться от излишней регламентации педагогической деятельности.
|