|
|
|
«АВТОВАЗ» - не просто большой завод. Это своего рода индикатор положения дел в российской промышленности. Стратегические решения, касающиеся автогиганта, принимаются на уровне правительства и первых лиц государства. Однако именно ВАЗ является наглядным опровержением речей про импортозамещение, социальную ответственность и повышение производительности труда.
Профессиональные праздники в России все чаще превращаются в протесты. Так было на оборонном «Омсктрансмаше», рабочие которого встречали день металлурга пикетом против сокращений. Так будет и в Тольятти, где 27 сентября, в день машиностроителя, состоится митинг рабочих нескольких предприятий под лозунгами сохранения рабочих мест и индексации зарплаты.
Катастрофическая ситуация сложилась сразу на двух поставщиках «АВТОВАЗа» - «АвтоВАЗагрегате» и Волжском машиностроительном заводе. Праздничные гуляния, запланированные властями города, выглядят на этом фоне пиром во время чумы.
В ОАО «АвтоВАЗагрегат» (крупнейший поставщик автомобильных сидений для ВАЗа) до недавнего времени трудилось две тысячи рабочих. Сегодня завод находится в процессе банкротства. Работники три месяца не получали зарплаты. Несмотря на то, что прокуратура подала около 800 исков о взыскании задолженности, ситуация не улучшается. Поддерживающий работников местный депутат Алексей Краснов даже был вынужден объявить голодовку, протестуя против бездействия властей и руководства завода.
Такое бедственное положение возникло после того, как «АВТОВАЗ» отказался от услуг своего, погрязшего в долгах, поставщика и перераспределил заказы между другими производителями. В свое время «АвтоВАЗагрегат» был дочерним предприятием ВАЗа, однако в начале 2000-х завод был продан. Поступает противоречивая информация о том, намерен ли «АВТОВАЗ» выкупать активы своей бывшей «дочки» и в какие сроки это может произойти. Страдания трудового коллектива, оказавшегося в заложниках «спора хозяйствующих субъектов», похоже, мало кого волнуют.
Немногим лучше обстоят дела и на Волжском машзаводе. Там уведомление о сокращении получили 1195 из примерно двух тысяч рабочих (еще два года назад на предприятии работали более трех тысяч). Пикантность ситуации состоит в том, что, вопреки всем разговорам об импортозамещении и производительности труда, сокращению подвергаются цеха, делающие промышленных роботов (в частности, применявшихся на производстве разрекламированной самим Путиным модели Lada Kalina). Волжский машиностроительный завод является единственным российским производителем промышленных роботов. До недавнего времени шли разговоры о создании на его базе совместного предприятия с госкорпорацией «Ростех». Теперь на этих планах, очевидно, будет поставлен крест.
Фактической ликвидации уникального предприятия предшествовали многочисленные реструктуризации. ООО «ВМЗ» было учреждено в 2011 году на базе производства технологического оборудования и оснастки «АВТОВАЗа». С тех пор завод успел перейти от «АВТОВАЗа» к «Ростеху» и обратно, пережив волну сокращений. Финансовые потери ВМЗ эксперты связывают с тем, что основной потребитель его продукции – «АВТОВАЗ» - закупал ее по заниженным внутренним ценам. По словам председателя заводского комитета профсоюза МПРА на ВМЗ Вячеслава Ерепова, рабочие готовы принять активное участие в митинге 27 сентября: «Люди, что называется, очухались. Если раньше многие говорили: «Я специалист, меня сокращение не коснется», то теперь оно коснулось всех». В феврале 2014 года часть коллектива ВМЗ провела «итальянскую забастовку», протестуя против невыплаты зарплаты.
Завуалированные сокращения начались недавно и на самом «АВТОВАЗе». 16 сентября вышел приказ генерального директора Бу Инге Андерссона, предписывающий руководителям цехов в течение двух месяцев избавиться от «избыточных» рабочих. Формально эти увольнения объявляются добровольными (рабочим предлагают уйти по соглашению сторон с выплатой компенсации в размере четырех месячных заработков в сентябре-октябре и трех – в октябре-ноябре). Но, по сути, - объясняет активист МПРА Игорь Витущенко, - имеет место шантаж: рабочих предупреждают о возможном сокращении, а затем предлагают уйти "по-хорошему". Сам Витущенко решил уволиться с завода после того, как успешно оспорил в суде свое сокращение. В ответ на это администрация просто выдала ему новое уведомление о сокращении. Всего к концу года «АВТОВАЗ» рассчитывает избавиться от 15 тысяч человек (!).
По мнению председателя первичной организации МПРА в Самарской области Петра Золотарева, основной порок политики «АВТОВАЗа» состоит в том, что повышение конкурентоспособности и производительности топ-менеджмент видит не во внедрении технологических ноу-хау, а в беспощадной эксплуатации дешевой рабочей силы. Отсюда – массовые сокращения и отказ от индексации и без того мизерных зарплат. Правительство не только не препятствует, но и прямо поощряет подобные действия. Так, в предложенном Минфином проекте секвестра бюджета на 2016 год содержится не только отказ от индексации пенсий и зарплат бюджетников, но и рекомендация снизить зарплаты работникам предприятий с государственным участием. Поэтому митинг 27 сентября неизбежно поставит и политические вопросы.
|