|
|
|
Профсоюзную борьбу иногда сравнивают с армрестлингом, в котором коллективная сила работников противостоит власти работодателя. Но ее можно сравнить и с шахматной партией, требующей от активистов умения вести сложные переговоры и предлагать альтернативные управленческие решения. Спор вокруг нового графика работы на калужском «Фольксвагене» потребовал от профсоюза всех этих качеств.
Напомним предысторию. Весной 2013 года около четырехсот рабочих «Фольксвагена» ворвались в офис и потребовали от руководства отменить планы по переносу рабочих дней на летние выходные. Так начался напряженный трудовой конфликт, закончившийся победой профсоюза. Развивая успех, МПРА начал новую кампанию за изъятие из графика рабочих суббот. Представители рабочих и администрация пришли к соглашению, по которому предприятие перешло на сокращенную рабочую неделю и 7,5 часовой рабочий день. Это стало крупным завоеванием профсоюза.
Однако, спустя год, работодатель решил вернуться к восьмичасовым сменам. Одним из доводов администрации стала необходимость выполнения новых заказов. В условиях кризиса это, по сути, означало выбор между сохранением рабочих мест и щадящего режима труда, завоеванного ценой многих усилий. Другим аргументом в пользу восьмичасового дня стало то, что работники «Фольксвагена» недорабатывают до установленной коллективным договором годовой нормы в 1875 часов. Поэтому, по мнению руководства, они должны были отработать последний квартал 2015 года по 8 часов в смену без дополнительной оплаты.
Профсоюз МПРА (единственный из трех действующих на «Фольксвагене» профорганизаций) не согласился с такой позицией. «Мы признаем важность получения заказов, но не менее важными считаем наши достижения, которые дались нам в ходе напряженной работы и борьбы, - говорилось в заявлении профсоюза, - Теперь это наше личное время, время на отдых, на общение с близкими, на наше личное развитие. МПРА поддерживает решение об отказе от запланированных простоев, но предлагает оставить график в неизменном виде, а потребность в дополнительном производстве решать за счет добровольного выхода сотрудников в выходные дни с оплатой труда в двойном размере… Если всё-таки рабочих суббот недостаточно для того чтобы решить производственные задачи и никак не обойтись без увеличения рабочего дня на полчаса, то мы готовы рассмотреть данный вопрос при условии достаточной денежной компенсации работникам за дополнительное рабочее время».
После этого и началось то самое сочетание «шахмат» и «армрестлинга», о котором мы писали выше. МПРА является сильнейшим профсоюзом на «Фольксвагене». Поэтому администрация не может его игнорировать. Но все же он объединяет менее 50% работников предприятия, что дает работодателю пространство для маневра. 7 сентября на встрече с профсоюзами была достигнута договоренность о том, что график до конца текущего года останется неизменным. Однако уже 10 сентября совет директоров принял противоположное решение. Мастера начали заставлять рабочих подписывать ознакомление с новым, восьмичасовым, графиком. В ответ профсоюз призвал рабочих отказываться от подписи или выражать несогласие с новым режимом работы.
Рассказывает председатель МПРА в Калужской области Дмитрий Трудовой: «Повсеместно рабочих вызывали – по-одиночке и группами – грозили уволить, сократить. До сих пор продолжается это давление – кого-то переводят, за кем-то установили пристальный контроль. Но наша позиция - «стопудовая»: нельзя изменить график, если работник с ним не согласен. В итоге примерно половина рабочих подписала ознакомление, а половина -нет. Это и сыграло решающую роль на переговорах».
В конце концов, был достигнут компромисс, приемлемый для обеих сторон. Хотя работодатель и получил возможность увеличить продолжительность рабочей смены с 7,5 до 8 часов до конца года, работники получили компенсации за переработки в размере 6,7% от оклада. Средний оклад на «Фольксвагене» составляет 31 тысячу рублей. Соответственно, минимальная премия за удлиненный рабочий день составит около двух тысяч рублей. Таким образом, предприятие получит возможность выполнить заказы, а работники – сохранить рабочие места и получить дополнительную оплату за труд сверх нормы. И это – заслуга тех работников «Фольксвагена», которые не прогнулись под начальство.
«Мы продолжаем переговоры, - говорит Дмитрий Трудовой, - и выходим на обсуждение гибкого рабочего времени. Эта схема позволит быстро менять график, подстраиваясь под потребности производства, не прибегая при этом к сокращениям. Например, если в течение полугода заводу не нужна полная загрузка, мы работаем по шесть часов в день, получая тот же оклад, что и при 7,5-часовой смене. Когда загруженность больше, мы работаем по восемь часов, получая дополнительную оплату. Ее размер зависит от договоренности. Например, в период высокого спроса эта сумма может накапливаться, чтобы позднее, в период неизбежного кризиса, рабочие могли сидеть дома и получать деньги, не теряя работу. И разговаривать на эту тему с работодателем мы можем лишь потому, что в свое время добились снижения нормы рабочего времени».
|