12 декабря Исполнительный комитет Конфедерации труда России принял заявление о протесте водителей большегрузного транспорта. В обширном документе отражено отношение крупнейшего российского центра независимых профсоюзов к протесту дальнобойщиков, дан анализ его причин с точки зрения организованного рабочего движения, предложена стратегия разрешения ситуации, к реализации которой актив КТР приступает незамедлительно. Приводим полный текст документа.
ЗАЯВЛЕНИЕ
КОНФЕДЕРАЦИИ ТРУДА РОССИИ
«Солидарность. Объединение. Коллективные действия.
О протесте водителей большегрузного транспорта»
Город Москва, 12 декабря 2015 года
Конфедерация труда России, всероссийское объединение независимых рабочих профсоюзов, с тревогой и надеждой следит за процессами, происходящими в трудовой сфере сектора большегрузных перевозок.
КТР считает, что охватившие Россию протесты водителей большегрузных автомобилей, «дальнобойщиков», против введения системы взимания платы за проезд по федеральным трассам для грузовиков массой свыше 12-тонн нельзя расценивать исключительно как недовольство предпринимателей, которые не хотят отдавать свою прибыль в счет нового налога. Фактически это — трудовой протест, вскрывающий также огромное число других проблем людей, занятых в этой нелегкой, но распространенной профессии.
В России зарегистрировано более полутора миллионов большегрузных автомобилей и еще почти вдвое больше других грузовиков. Категории трудящихся, занятых в этом секторе автотранспорта, разнятся. Большая группа водителей работает в штате компании товаропроизводителя или оператора логистики, иные — в подрядной организации. Однако, в большом количестве случаев речь идет о так называемых «самозанятых», — владельцах или арендаторах грузовиков. Сотни тысяч людей таким образом нашли способ обеспечивать доходы своих семей на достойном и устойчивом уровне.
Несмотря на разные формы занятости, проблемы у водителей-дальнобойщиков общие. Независимо от того, работает ли водитель на компанию или «на себя», в конечном счете расценки диктуют монополизирующиеся крупные заказчики; и расценки эти постоянно снижаются. Увеличение цен на топливо, сокращение товарооборота и рынков вызвали стремление у всех организаторов перевозок компенсировать потери; и каждый из них полез в карман к водителю, будь то путем вычетов из зарплаты, лишения премии или снижения оплаты по договору подряда.
Теневой рынок диктует условия труда и его нормирование, создавая вторую общую проблему: безопасность. Нереально малые сроки доставки, увеличение продолжительности рабочего дня, узкие рамки оговоренного времени прибытия груза стали общепринятой практикой. Все это вместе заставляет водителей идти на многочасовые переработки, допускать перегруз, экономить на амортизации и обслуживании транспортных средств. Эта ситуация создает опасность не только для работника, но и для всех участников дорожного движения.
Компании и государство предпринимают меры, якобы призванные обеспечить безопасность. Но все они — от несовершенных на сегодняшний день технических средств контроля до наклеек на бампер, призывающих сообщать о допущенных водителем нарушениях, — фактически лишь лицемерие, унижение водителя и увеличение дополнительных поборов. Реальную безопасность может создать лишь искоренение потогонной системы труда.
«Самозанятость», «работа на себя», «личная инициатива» тут — не больше, чем другое название для неформальных отношений, создающих питательную среду для давления, обмана, жестокой эксплуатации, прочих злоупотреблений.
Система «Платон» со всеми вызываемыми ею вопросам, коррупционными ли, техническими ли, с недоработками, с недостатком датчиков и пунктов оплаты, с размером штрафа, сопоставимого с месячным доходом водителя, с ее ожидаемым 1,5% вкладом в инфляцию — вся эта система не больше, чем еще одна соломинка в огромном ворохе проблем водителей большегрузного транспорта. Но эта та соломинка, которая может сломать спину верблюда.
Выступление дальнобойщиков отвечает общим интересам трудящихся России, поскольку представляет собой масштабную практику солидарной борьбы, создает опыт солидарности и взаимовыручки, снимает иллюзии в отношении реального содержания социально-экономической политики государства. Широкий размах движения и последовательность его участников уже вынудили органы власти на серьезные уступки, что становится примером к действию для работников иных отраслей экономики страны, также оплачивающих обогащение олигархов и чиновников ценой собственной бедности.
Главный вопрос возникает в перспективах движения. Сегодня мы наблюдаем множество желающих использовать протесты против «Платона», чтобы набить себе политический капитал. Одни «греют руки» на том, что формально поддерживают водителей, другие — на том, что очерняют их.
Конфедерация труда России видит единственный выход для рабочих в этой ситуации — как и всегда — в самоорганизации и коллективных действиях.
КТР считает, что независимый, представительный, демократический и самоуправляемый профсоюз должен стать собственным голосом водителей, слышным поверх всех других голосов, способным говорить с каждым работником внизу и с каждым работодателем или чиновником наверху.
КТР призывает всех водителей большегрузного транспорта, независимо от формы занятости, к объединению в реальные профсоюзы и взаимодействию.
Профессиональные организации дальнобойщиков существуют по всему миру. Они объединяют водителей разных видов занятости для решения общих проблем. Они устанавливают стандарты занятости и оплаты, которые должны выполнять и прямые работодатели, и заказчики, и контролируют соблюдение эти стандартов.
Конфедерация труда России заявляет, что окажет водителям большегрузных автомобилей всю возможную методическую, организационную, ресурсную и солидарную поддержку в создании ими собственной организации, в реализации их требований и корневых интересов.
Борьба против «Платона» — не конец, а только начало.
Не надо плакать — организуйтесь!
Исполнительный комитет Конфедерации труда России
|