|
|
|
В завершающей части своего исследования положения омских строителей активисты МПРА рассказывают о стихийных формах сопротивления, начиная с банального воровства и заканчивая драками и стачками.
Заработная плата.
Она на стройках по меркам Омска относительно высокая. Она варьируется от 30 до 60 тысяч рублей. Но высока она только для профессионалов. Кроме того, нужно учитывать, что работа в строительстве – тяжелая, сопряжена с угрозой здоровью и почти всегда превышает нормальный рабочий день. А главное, в случае кризиса заработки падают почти до уровня МРОТ (около 10 тысяч рублей). Ни о каких индексациях, надбавках, компенсациях за вредность, прибавке за работу в неблагоприятных погодных условиях, специальной оценке условий труда рабочие не знают, никогда этого не видели и не слышали.
Борьба рабочих.
Строительные рабочие - вполне активная часть рабочего класса. Однако трудности для создания в отрасли новых профсоюзов зашкаливают. Это и постоянная смена рабочими строительных организаций, а организациями - своего названия и юридической формы. На одном объекте в одной бригаде один человек может быть из одной конторы, другой из другой, а третий, вообще, на вольных хлебах. И проблемы у них общие, пока идёт работа: постоянная угроза потери своего рабочего места, отсутствие (в большинстве случаев) каких-либо гарантий, наконец, откровенный криминал, запугивания и увещевания.
Борьба у рабочих ведётся. Но ведётся она нелегальными способами. На большинстве строек строительный материал и имеющиеся инструменты воруются откровенным образом и перепродаются на рынках. Прорабы ругаются, но зачастую они и сторожа тоже имеют в этом какую-то долю. Причём, если за первыми этажами следит заказчик, то дальше начинается интересное. По словам каменщиков, верхние этажи уже укладывают в один или полкирпича, если даже нижний и строили в полтора. Новые железные трубы при прокладке коммуникаций заменяют на старые, из металлолома. Кроме того, рабочие практикуют «калым» на инструментах и объектах работодателя.
Сами работодатели в свое оправдание обычно приводят следующие аргументы:
- Большие откаты при постройке здания способствуют понижению зарплаты и невозможности обеспечить достойные условия труда.
- Стройка объектов ведется, чуть ли в убыток, чтобы дать строителям возможность работать.
- «Я могу вам платить больше, но тогда мне нужно брать больше с заказчика, а тогда он не будет со мной работать. И, вообще, вы знаете, сколько я плачу браткам, чтобы они защищали мой объект и вас?».
- «Условия труда и так далее я могу устроить только за счёт вашей зарплаты. Больше денег у меня нету, всё остальное забирают банки».
Какими бы лукавыми ни были подобные оправдания, в строительном бизнесе Омска, действительно, много нерентабельных предприятий, которые могут существовать только за счёт низкой заработной платы.
Массовая драка между строителями-мигрантами в Москве.
В последнее время, в условиях кризиса, борьба на объектах доходит иногда до откровенного противостояния. Во всех строительных организациях Омска – «Сибгазстройдеталь», ДСК-5, бетонные заводы, «СтройБетон» идет задержка заработной платы в районе двух месяцев, начиная с сентября 2015 года. Никаких пени за просроченную зарплату не платится. Кое-где и вовсе платят 30 процентов заработка. Был случай, когда на стройке произошла массовая драка после того, как прораб ударил рабочего, отказавшегося работать без инструментов. В итоге рабочих с этого объекта разбросали по другим стройкам, а прораб набрал новых рабочих.
На одной из строек сварщики забаррикадировали вход в здание, отказываясь уходить, пока им не выплатят заработную плату. В результате им выплатили деньги, но на следующий день уже никого из них не пустили на объект.
По слухам, на другой стройке бригада рабочих, которым не платили уже полгода, осенью прошлого года окружила машину директора и начала ему угрожать. После этого «зачинщика», мигранта, выслали из страны, а про остальных членов бригады ничего не известно.
Резюмируем: наличие большого спектра проблем, мешающих налаживать постоянные связи, привели к бесправному положению рабочих строительной отрасли. Задача состоит в том, чтобы от стихийных (в большинстве случаев безрезультатных) вспышек протеста перейти к организованной борьбе за свои права.
|