|
|
|
Создание новых организаций, профобучение, общепрофсоюзные кампании, взаимодействие с государственными органами и законотворческая работа. Очень содержательный отчет профсоюза.
Прошедший 2016 год был богат на события и в сфере образовательной политики, и в сфере трудовых отношений. Профсоюз «Учитель» активно участвовал в защите трудовых прав работников образования, так же как в создании условий для продуктивного труда педагогов и развития образования. Краткий обзор самых важных событий на разных уровнях представлен ниже.
Значимые события года
В течение 2016 года росла обеспокоенность граждан проблемами образования. По словам директора ВЦИОМ Валерия Федорова, наибольшее обострение проблемного фона «фиксируется по двум направлениям: здравоохранение и образование».
Среди проблем сферы образования «чаще всего звучит тема снижения его доступности: высокие цены на учебники, питание в школах, необходимость посещения платных занятий для того, чтобы подготовить ребёнка к экзаменам или поступлению в вуз. Несколько реже звучит тема ЕГЭ, но много жалоб на качество обучения – родители перестают ориентироваться в меняющихся стандартах».
Второе значимое событие года – принятие федерального бюджета на 2016 год и трехлетний период до 2019 года.
Хотя общие размеры федерального финансирования остались на прежнем уровне, надо понимать, что в ценах 2016, а тем более 2017-2018 годов, это совсем другие деньги. Таким образом, отказ от повышения финансирования образования в нынешних условиях означает его инфляционное сжатие. Также надо учитывать, что львиная доля расходов на школьное образование – это обязанность региональных и местных властей. Обращает на себя внимание тот факт, что в бюджете 2016 года резко сокращен объем финансовой помощи регионам на реструктуризацию долгов, которые много где достигли уже угрожающего банкротством уровня. Регионы брали зачастую деньги на то, чтобы любой ценой выполнить «майские указы» о доведении средней заработной платы педагогов и медработников до уровня средней по экономике. Теперь же, лишившись «дешевых» федеральных денег, регионы будут вынуждены отдавать приоритет выплатам долга, включив режим жесткой экономии, в том числе - в образовании.
Что собственно уже и происходит. Все чаще местные власти идут на «оптимизацию» сети учебных заведений, закрывая или сливая школы и средние специальные учебные заведения.
Только по сообщениям СМИ, за второе полугодие 2016 года попытки закрытия школ отмечены в Санкт-Петербурге, Карелии, Брянской, Волгоградской, Костромской, Псковской, Брянской, Оренбургской областях, Татарстане.
Впрочем, нарастающий дефицит региональных и муниципальных бюджетов создавал проблемы с финансированием школ уже в начале 2016 года: задержки с выплатой зарплаты педагогам были отмечены к концу февраля в 15 регионах РФ, сокращение зарплаты - в 44 регионах РФ.
Третье важное событие, непосредственно относящееся к трудовым правам педагогов – принятие Минобрнауки РФ 11 мая приказа №536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», по сути, основного после Трудового кодекса и Закона «Об образовании» документа, регламентирующего рабочее время педагога. Как следует из обращений педагогов, очень часто именно неопределенность режима рабочего времени используется администрацией для фактического снижения оплаты труда за счет увеличения длительности рабочего времени без дополнительной оплаты.
Самым резонансным для образовательной сферы событием стала произошедшая 18 августа отставка министра образования и науки России Дмитрия Ливанова (занимал свой пост с 2012 года) и замена его Ольгой Васильевой. Новый министр, пришедшая из Администрации Президента, судя по ее первым заявлениям, готова приоритетное внимание уделять школьному образованию, что учителей безусловно радует.
В основном положительную реакцию вызвали и заявления нового министра о повышении статуса и роли учителя, о гарантиях в сфере дополнительного образования, о закреплении постоянной части заработка учителя на уровне не менее 70%.
В тоже время, заявления об усложнении единого госэкзамена за счет отказа от стандартизированной части, добавления или расширения устной составляющей грозит увеличением нагрузки на педагогов, что в случае с ЕГЭ далеко не гарантирует дополнительную оплату.
Собственно, самые серьезные опасения в связи с инициативами нового министра у педагогов вызваны тем, что в отсутствие достаточных финансовых средств министерские инициативы выльются в дополнительные формальные отчеты и рост объема неоплаченного труда.
Кроме того, тесные связи Ольги Васильевой с РПЦ заставляют опасаться клерикализации школы и соответственно усиления давления на родителей и педагогов.
Тем не менее, за несколько месяцев мнение большинства граждан о новом министре значительно улучшилось. Если деятельность прежнего министра Ливанова по пятибальной шкале граждане оценивали на 2.66 балла, то Васильева заслужила уже 3.47. Впрочем, понятно, что пока это только авансы, выданные за «правильную» риторику, и дальнейшие оценки будут выставляться уже на основании той ситуации в образовании, которую респонденты будут видеть вокруг себя.
Создание новых организаций и расширение членства
За год в профсоюзе «Учитель» создано семь новых первичных организаций в шести регионах, что в условиях апатии, вызванной экономическим кризисом, сокращением финансирования бюджетного сектора и отвлечения внимания общества на внешнеполитическую повестку, совсем неплохо. Возросла и общая численность профсоюза. В этом отношении можно говорить о том, что заявленная на съезде в ноябре 2015 года задача укрепления имеющихся первичек и роста влияния профсоюза в регионах выполняется.
Стоит отметить, что пока многие новые первичные организации невелики по численности, что создает проблему представительства трудового коллектива перед работодателем. Именно поэтому профсоюз «Учитель» советует педагогам, которые думают о создании в своих школах первичек профсоюза, не торопиться с объявлением о создании маленькой организации, а постепенно искать единомышленников и формировать массовую, влиятельную профорганизацию.
Показательно, что большая часть первичных организаций (четыре) созданы в тех регионах, где профсоюз «Учитель» еще не был представлен. К сожалению, уже существующие профсоюзные организации пока недостаточно активно работают над созданием новых первичек в своих регионах. Среди новых первичных организаций представлены разные типы образовательных учреждений: кроме средних школ, это детская школа искусств в Новороссийске (Краснодарский край) и педагогический колледж в Волгограде.
Стоит отметить поселок Лучегорск Приморского края, где создание новой первички в СОШ №2 стало результатом скоординированных усилий уже действующей организации в муниципальном детском театре «Сорванец» и федерального руководства профсоюза. Активно развивается и первичка комплекса «Воробьевы горы» (Москва), привлекая в свои ряды педагогов дополнительного образования из других подразделений образовательного учреждения. В Москве создана многочисленная первичка в школе №1133.
Обучение и просвещение
В течение года профсоюз старался собирать вместе активистов из разных регионов. Задача – не только организовать обучение, но и способствовать общению, укреплению личных связей. Ведь готовность людей участвовать в коллективных действиях в межрегиональном масштабе впрямую зависит и от того, связывают ли их с коллегами из других регионов какие-либо отношения кроме формальных. В 2016 году прошли две межрегиональные встречи.
1-3 мая в Санкт-Петербурге прошел межрегиональный семинар, в котором приняли участие представители из пяти регионов. 4-5 ноября профсоюзная учеба для профсоюзного актива из десяти регионов прошла в Москве.
В обоих случаях рассматривался широкий круг вопросов, но с учетом запросов участников. Особое внимание было уделено простым формам правовой защиты трудовых прав работников, так как, к сожалению, часто именно провал на правовом поле приводит к краху вновь созданные организации. С другой стороны, новые активисты знакомятся со всем арсеналом профсоюзных методов, объясняется важность наращивания численности и коллективных действий, взаимодействия между местным активом и руководством профсоюза.
Также профсоюз в течение года провел ряд обучающих семинаров в регионах.
В 2016 году прошло шесть учебных семинаров с участием сопредседателя профсоюза Всеволода Луховицкого: в Белгороде, Санкт-Петербурге, Удмуртии, Приморском крае, Дзержинске (Нижегородская область), Иванове. Среди рассмотренных тем: последствия введения эффективных контрактов для трудовых прав педагогов, рост отчетности учителей, заключение коллективного договора, профсоюзные кампании и т. д.
Были освоены новые технологии дистанционного обучения. 31 марта прошел вебинар на тему «Увольнение сотрудников образовательных учреждений», а 27 мая – лекция-вебинар "Зарплата педагога: из чего она состоит и как добиться ее повышения. Проблема стимулирующих". Ведущие: Сергей Саурин, юрист Центра социально-трудовых прав, и Всеволод Луховицкий, сопредседатель профсоюза «Учитель».
Активисты и эксперты профсоюза подготовили восемь статей для журнала «Документы в образовании», материалы регулярно публиковались в федеральных СМИ («Новая газета», «Коммерсант», «Аргументы и факты», «Известия», «Учительская газета» и других).
Акции протеста и общепрофсоюзные кампании
Для профсоюза «Учитель» с момента его основания уличные акции являются важным направлением работы, обеспечивающим его представительство в публичном пространстве (профсоюз предъявляет свои требования власти и обществу). С помощью акций протеста выражается солидарность, к проблемам привлекается внимание СМИ, а через них – властей.
Традиционно, профсоюз проводит две большие межрегиональные акции – весной и осенью .
1 мая профсоюзная делегация из разных регионов приняла участие в шествии профсоюзов КТР в Санкт-Петербурге. Шли по главной улице города – Невскому проспекту, несли профсоюзный баннер, флаги, скандировали лозунги. Прошло все весело и динамично.
4-5 июня профсоюз организовал пикеты на тему финансирования системы образования, приуроченный ко Дню защиты детей. Акции прошли в Москве (пикет у здания Минобрнауки РФ) и Санкт-Петербурге, где прошел пикет под лозунгом «Защитим право учиться и возможность учить!». На площади Ленина в рамках согласованной акции собрались около 40 человек, представляющие все основные группы участников образовательного процесса. Резолюция акции была направлена в федеральные и региональные органы власти.
В мае-июне активисты из Санкт-Петербурга и Москвы принимали участие в пикетировании в поддержку музыкальной школы им. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург).
Также профсоюз принял ряд заявлений, касающихся как самых значимых для образования проблем (например, НСОТ), так и ситуаций, требующих выражения солидарности. В частности, профсоюз выступил с заявлениями в поддержку кампании «Университетской солидарности» по нормированию труда, в защиту педагогов лагеря «Золото Белого моря», с осуждением нападения на участников конкурса ученических работ по истории, организованного «Мемориалом».
В 2016 году «Учитель» вел две основные кампании, заявленные на IV-м съезде (см. резолюции съезда профсоюза «Учитель» по рабочему времени и по оплате труда). Обе кампании продолжатся в этом году.
4-5 октября в рамках кампании профсоюза «Учитель», приуроченной к принятию федерального, региональных и муниципальных бюджетов, прошли акции в Санкт-Петербурге, Москве, Ижевске и ряде других регионов. Использовались разные формы: от митингов (в Санкт-Петербурге), до одиночных пикетов (Москва, Ижевск), сбора подписей (Челябинская область), внеочередных профсоюзных собраний и конференций (Ставропольский край и др.) с одобрением резолюции акции.
В рамках общей кампании за достойную и справедливую оплату труда начата кампания по поводу оплаты работы педагогов на ЕГЭ. Несмотря на однозначность нормы ФЗ «Об образовании», которая предусматривает выплату компенсации за работу на ЕГЭ, до сих пор в ряде регионов отсутствуют положения, которые бы регламентировали порядок выплаты (например, в Самарской области). Из 69 принятых региональных положений, которые удалось найти экспертам профсоюза, в 45 положениях не предусмотрена выплата «организаторам в аудитории», в 48 - «организаторам вне аудитории», в 50 - «техническим специалистам». На основе обращений профсоюза депутат Госдумы Олег Смолин послал запросы в Рособрнадзор и Генпрокуратуру, полученные ответы подкрепили наше понимание проблемы оплаты работы на ЕГЭ. Профсоюз юридически сопровождает иск учителя из Самарской области по этому вопросу и намерен добиваться приведения положений об оплате работы педагогов на ЕГЭ в соответствие с федеральным законодательством.
О кампании по рабочему времени - ниже.
Взаимодействие с государственными органами, парламентские и муниципальные выборы
Акции протеста никогда не были самоцелью в профсоюзной работе, но только средством, когда иные способы коммуникации с властью не срабатывают. Во втором полугодии 2016 года продолжились наши попытки диалога с Министерством образования и науки РФ по вопросу режима рабочего времени. Именно начатая нами осенью 2015 года кампания вынудила министерство признать наличие проблемы и заняться ее решением. К нашему сожалению, зимой 2016 года чиновники решили обсуждать текст документа не в рамках конструктивных переговоров, а на страницах СМИ, в том числе устами эксперта Всероссийского профсоюза работников образования.
После назначения нового министра образования и науки профсоюз «Учитель» направил министру Ольге Васильевой официальное письмо за подписью сопредседателя профсоюза Всеволода Луховицкого, где были изложены наиболее острые проблемы образования и предложено сотрудничество по их решению. На что был получен издевательский ответ от заместителя Департамента стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки, который поинтересовался, в какой школе работает гражданин Луховицкий и что именно ему там не нравится. На этом диалог с министром замер, так и не начавшись, что однако не отменяет временами продуктивной переписки со специалистами министерства, периодически дающими дельные разъяснения по поводу некоторых лакун в законодательстве.
Парламентские выборы, как правило, являются важнейшим событием общественно-политической жизни. Профсоюз «Учитель» традиционно поддерживает партии и отдельных депутатов, разделяющих ценности профсоюзов и нашу точку зрения по вопросам образовательной политики.
В ходе предвыборной кампании в Государственную Думу 18 сентября 2016 года профсоюз «Учитель» предложил партиям поддержать выработанные на основе обращений педагогов требования, в частности, отказаться от использования в качестве критерия уровня доходов «среднего размера зарплаты», заменив его на медианный показатель, а также увеличить размер бюджетного финансирования сферы образования. Получены ответы разной степени официальности.
7 сентября в агентстве "Интерфакс" прошла пресс-конференция образовательных профсоюзов КТР (с участием сопредседателя «Учителя» Всеволода Луховицкого и сопредседателя «Университетской солидарности» Павла Кудюкина) совместно с председателем партии "Яблоко" Эмилией Слабуновой на тему "Влияние законодательства на статус преподавателей".
Профсоюз «Учитель» поддерживал кандидатов-одномандатников, имеющих отношение к образованию и независимым профсоюзам. В частности, лидера движения «Образование для всех» и автора альтернативного проекта закона «Об образовании» Олега Смолина и вице-президента КТР, одного из лидеров межрегионального профсоюза «Защита Труда» Олега Шеина. Оба избраны в новый состав парламента.
В Москве «Учитель» поддержал кандидаток на муниципальных выборах Елену Русакову и Юлию Галямину, которые включили в свои программы наши предложения. Несмотря на то, что они не были избраны, это было полезно с точки зрения просветительской, так как на встречах с избирателями они разъясняли наше понимание проблем московского образования.
Аналитическая и законотворческая работа
Зачастую уязвимым местом в критике государственной политики со стороны общественности является слабое знакомство с реальным положением дел. С целью выявления наиболее значимых для педагогов проблем и поиска путей их решения профсоюз в прошедшем году проводил сбор данных в регионах и собственную аналитическую работу.
В частности, завершилось исследование последствий объединения московских школ с точки зрения трудовых прав педагогов, результаты которого были представлены в рамках круглого стола на тему "Куда нас привела оптимизация образовательных учреждений? Последствия слияния школ и детсадов на опыте Москвы", состоявшегося 1 июня в редакции «Новой газеты».
Продолжалась кампания по рабочему времени, был подготовлен анализ приказа Минобрнауки «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников…», обсуждены и сформулированы предложения профсоюза по внесению изменений в проект приказа. 11 марта профсоюз провел пикет около здания Минобрнауки на Люсиновской улице с целью обратить внимание на недостатки министерской инициативы. В апреле-мае профсоюз проводил анкетирование педагогов через Интернет с целью изучения их отношения к существующему формату учета и оплаты рабочего времени педагогов, сбора информации о видах неоплачиваемых работ учителя. Ряд критических замечаний профсоюза были учтены в окончательной версии приказа «О режиме рабочего времени», принятой 11 мая.
Стоит отметить плодотворное сотрудничество профсоюза со специалистами Центра социально-трудовых прав (ЦСТП): совместное проведение семинаров, консультации и юридическая помощь членам профсоюза, издание адаптированной для педагогов «Профсоюзной азбуки». В течение года велась совместно с ЦСТП разработка модели нормирования труда в увязке с предложениями о реформе системы оплаты труда и финансирования образовательных учреждений. По последним двум вопросам консенсуса в педагогическом сообществе пока нет. Обсуждение продолжается в рабочих группах профсоюза.
В рамках законотворческой деятельности профсоюза были подготовлены замечания к поправкам Олега Смолина в ФЗ «Об образовании в РФ» (направлены в октябре 2016 года). На начало 2017 года проект еще не прошел первое чтение.
Достижения профсоюза
В ситуации пока еще доминирующего в среде педагогов ощущения бессилия и апатии профсоюз не устает напоминать, что добиться изменений - реально. Перечислим наши наиболее заметные локальные победы 2016 года.
Удмуртия
Реформирование системы аттестации в республике (была создана комиссия при министерстве образования республики, в которую вошли представители профсоюза «Учитель»). Результат: система аттестации педагогов была существенно упрощена.
Город Дзержинск Нижегородской области
В течение второй половины года по инициативе профсоюза велась кампания за отмену принудительного обхода педагогами жилищ на закрепленном за школой микроучастке с целью переписи детей. В кампании приняло участие около сотни учителей из разных школ города. В результате городские власти обход отменили. Есть достижения по вопросу отмены бумажных журналов: со следующего учебного года обещан переход только на электронный журнал, существенно упрощено ведение ученических дневников классными руководителями.
Москва
В московской школе «Интеллектуал» действовала самая многочисленная и активная столичная первичка. Осень 2015 - зима 2016 года были, возможно, самыми сложными периодами в жизни школы: по непонятным для работников причинам неожиданно сокращалась зарплата, возникали проблемы со структурным подразделением «Гимназия» (присоединенным к «Интеллектуалу» в результате реорганизации весной 2015 года). В январе 2016 года профсоюзное собрание было вынуждено принять решение о начале коллективного трудового спора. В ближайшее время на сайте профсоюза «Учитель» будут опубликованы подробный рассказ о том, как проходила эта борьба, коллективный договор и положение о заработной плате школы «Интеллектуал», принятые по результатам переговоров.
Кампания в «Интеллектуале» завершена с положительным результатом, в том числе благодаря тому, что информация была вовремя доведена до руководства Департамента образования Москвы. В апреле по представлению профсоюзной организации из числа учителей был назначен новый директор. Он находится с профсоюзом в партнерских отношениях, строго соблюдая коллективный договор, принятый по инициативе профорганизации еще в 2014 году. Теперь ни один локальный нормативный акт учреждения, относящийся к трудовым отношениям, не принимается без согласования с профкомом профсоюза «Учитель».
Члены первичной организации ГБПОУ «Воробьевы горы» добились выплаты зарплаты через суд. Педагоги Центра «На Донской» (подразделение комплекса "Воробьевы горы") постоянно сталкиваются с грубыми нарушениями своих трудовых прав. Работникам не всегда выплачивается заработная плата в полном объеме, их зачастую не знакомят с документами, необходимыми для выполнения должностных обязанностей, не должным образом оформляют документы на замену педагогов, выносят взыскания и выговоры по несуществующим нарушениям. В 2016 году педагоги подали около 20 исков в суд, а также написали ряд обращений в Минобрнауки. Поскольку жалобы систематически поступали от сотрудников разных подразделений комплекса и родителей, руководство "Воробьевых гор" и Центра "На Донской" было снято.
Поселок Лучегорск Приморского края
Кампания за сохранение Центра детского театрального творчества «Сорванец» успешно завершилась в начале года. 11 февраля 2016 года Приморский краевой суд оставил в силе решение Пожарского районного суда, признавшего незаконным решение о ликвидации ЦДТИ «Сорванец». Эта победа стала возможна благодаря активности созданной в Лучегорске профсоюзной организации «Учителя» и межрегиональной кампании поддержки со стороны профсоюза. За прошедший год положение детского театра укрепилось, театр получил муниципальное задание, соответствующее его возможностям.
Город Бийск Алтайского края
Созданная в Бийском государственном колледже профсоюзная организация в течение года вела борьбу за регулярную выплату стимулирующих, надбавок и внесение изменений в локальные нормативные акты. По первому вопросу удалось добиться успеха, по второму – кампания продолжается. Профсоюзом создана и распространяется по различным каналам петиция по поводу снижения размера оплаты ставок в Алтайском крае с требованием к губернатору края повысить финансирование образовательной сферы.
Сотрудничество с другими организациями и участие в проектах КТР
В 2016 году новый импульс в КТР приобрела тематика обеспечения гендерного равенства. Учитывая специфику образовательной отрасли, где около 90% работников – женщины, для профсоюза «Учитель» работа Комиссии по гендерному равенству не может не быть актуальной. Начат опрос членов профсоюза по поводу гендерной специфики в их работе. В рамках проекта КТР, посвященного правам работников с семейными обязанностями, в 2017 году пройдет ряд семинаров, в которых смогут принять активное участие члены профсоюза.
Важным направлением в профсоюзном обучении стало участие актива в конференциях и мероприятиях по органайзингу, проводимых силами Конфедерации труда России.
Так, активисты МПРО «Учитель» уже несколько лет принимают участие в семинарах, проводимых в рамах «Калужской школы органайзинга». Очередной семинар школы прошел 19-20 ноября в Подмосковье. Крайне интересным стал семинар в начале декабря, собравший органайзеров из разных профсоюзов КТР. Участники смогли обсудить специфику работы по расширению членской базы в разных отраслях, а также поделиться опытом.
Рассматривая в качестве приоритета развитие сотрудничества с профсоюзами в рамках КТР, «Учитель» прилагает усилия для взаимовыгодного взаимодействия с другими близкими по духу организациями.
Профсоюз «Учитель» в ноябре 2016 года организовал круглый стол о трудовых правах педагогов в рамках Конгресса работников образования и науки. Мероприятие позволило не только представить позицию профсоюза по имеющимся проблемам образования, но позволило получить новые контакты и предложения о сотрудничестве.
|