|
|
|
Активисты МПРА в Омске разбирают ошибки рабочих завода «Омскшина», чья борьба за достойные условия труда споткнулась о слабую организованность и предательство «желтого» профсоюза.
На официальном сайте ПАО «Омскшина» можно увидеть фразу: «Наши сотрудники уверены в завтрашнем дне». Какого же рода эта уверенность? Есть ли основания для оптимизма у работников шинного завода в ожидании будущего дня? Или им, наоборот, следует быть уверенными, что завтра их ничего хорошего не ждёт? Попробуем прояснить эти вопросы, разобрав характерный случай, произошедший в прошлом году.
Однажды на «шиннике» в связи с ремонтом котельной была отключена горячая вода в душевых. Ремонтный персонал, занимающийся очень грязной работой, вроде продувки магнитных станций или ремонта вальцов, вынужден был после рабочего дня мыться холодной водой. Рабочий коллектив не стал терпеть такие скотские условия, однако не стали создавать свою профсоюзную организацию или обращаться в МПРА, а обратились в давно существующий на заводе профсоюз. В ответ им было объявлено буквально следующее: «Так как денег на бойлеры нет, извольте потерпеть — мойтесь в холодной воде».
Людей такой ответ не устроил и они подали заявление на консультацию через сайт трудовой инспекции. В заявлении, помимо проблемы с отсутствием горячей воды, было указано на задержки с выдачей спецодежды. Трудовая инспекция, не ограничившись консультацией, провела на заводе внеплановую документарную проверку. В результате работодатель был оштрафован за отсутствие карт специальной оценки условий труда (СОУТ) на некоторых рабочих местах. Начальникам это не понравилось. Но вместо того, чтобы сосредоточиться на приведении рабочих мест в порядок, они стали искать «зачинщиков смуты».
На помощь начальству пришёл «жёлтый» - то есть переходящий в трудовых спорах на сторону работодателя — давно существующий на заводе профсоюз. Неосторожно раскрывшись в беседе с секретарём псевдо-профсоюза Татьяной Кривко, самый активный участник «мятежа» тут же получил предложение проследовать сперва к директору по инфраструктуре, затем в отдел по охране труда, а после — в службу безопасности предприятия. Разговаривали с ним везде на повышенных тонах. В результате работнику предложили уволиться «по собственному желанию». Получив отказ, работника решили «выжить». Стали давать в ночную смену грязную работу помимо дежурства, пообещали перевести с удобного сменного графика на неудобную пятидневку, где гарантировано замучают подобными работами. Тогда работник решил всё-таки увольняться.
Во время всех этих событий произошел еще один показательный эпизод. Коллектив возмущённых рабочих пришёл к начальнице отдела охраны труда и поинтересовался: «Зачем начали прессовать парня?». Рядом с ней очень удачно оказался замглавного энергетика завода, который задал встречный вопрос: «А где ваши удостоверения по электробезопасности, не хотите ли пройти по очереди ко мне в кабинет на пересдачу?». А после того, как толпа немного пошумела, экзамен предложили отменить в обмен на возврат по своим рабочим местам. Обещали, конечно, ещё и «гонения» прекратить, но по факту таким нехитрым приёмом человека оставили один на один с хорошо организованной администрацией завода, которая, в отличие от рабочих, действует слаженно.
Как же всё-таки следует понимать фразу, размещённую на сайте ПАО «Омскшина» об уверенности сотрудников в завтрашнем дне? Понимать её следует однозначно, уверены в МПРА: у неорганизованных рабочих «в завтрашнем дне» будет мало оснований для оптимизма. Неорганизованные рабочие могут быть уверены, что у них нет ни единого шанса против администрации завода и жёлтого профсоюза. Все «замечательные» инициативы со стороны начальства, вроде отключения горячей воды, отмены льгот за вредные условия труда, снижения тарифов или лишения премий неорганизованные рабочие вынуждены будут принимать и терпеть безропотно. А тех немногочисленных смелых людей, которые в одиночку попробуют защищаться, работодатель благополучно «выживет» с предприятия. «Учитесь, товарищи рабочие, у своей администрации действовать слаженно! - говорят в МПРА. - Только представьте, чего можно было бы добиться, если рабочие из разных подразделений завода также станут приходить на выручку друг к другу, как это делают начальники подразделений».
|