|
|
|
Российский автосборочный завод концерна Ford под Всеволожском готов к забастовке. С 14 февраля выпуск Ford Focus, самой популярной среди россиян иномарки 2006 года, полностью прекратится. И это при том, что рабочие Ford - далеко не самые низкооплачиваемые в российском автопроме. Чем же они отличились? В основном - удачным выбором места работы.
Зарплата рабочих на российском заводе Ford колеблется от 11 до 19 тыс. рублей. Последний раз она повышалась в среднем на 16% в апреле 2006 года, после серии предупредительных "итальянских" забастовок. Все сверхурочные часы работы, на обилие которых жалуются работники, также оплачиваются. На российских автопредприятиях средняя зарплата составляет 10-12 тыс. рублей, но иностранцам приходится платить больше - 16-20 тысяч.
Но рабочих американского завода под Петербургом ситуация не устраивает. Из 1950 сотрудников предприятия ЗАО "Форд Мотор компани", российской дочки всемирно известного концерна, за проведение забастовки проголосовали почти 1300 человек. Главное, чего требует профсоюз от руководства завода, - это подписание коллективного договора с работниками предприятия, в котором будут прописаны условия труда, социальная и материальная ответственность работодателя и сохранение рабочих мест. Вопрос о регулярной индексации зарплат рабочим предприятия пусть не на первом месте, но в списке требований профсоюза тоже присутствует. Руководитель профсоюза компании Алексей Этманов пообещал начать полноценную забастовку, если до 14 февраля его требования не будут выполнены.
В руководстве компании о требованиях профсоюзов узнали только в пятницу и намерены в течение этой недели провести переговоры с профсоюзами. Если они сорвутся, то остановка конвейера станет первой настоящей большой забастовкой в истории российского автопрома.
"Форд Мотор компани" фактически стал заложником своего либерального отношения к собственным профсоюзам. В большинстве российских частных компаний слово "профсоюз" на дух не переносят. "На моем заводе никаких профсоюзов не будет", - говорил некогда Джон Милонас, бывший директор совместного предприятия "GM-АвтоВАЗ". И правда, первые ростки рабочего движения на СП смогли проявить себя лишь летом 2006 года, спустя полтора года после его ухода.
"На месте руководства Ford я бы этих профсоюзных лидеров на порог завода не пустил", - заявил "Известиям" владелец частной компании средней руки. Но во Всеволожске к подобным рекомендациям не прислушиваются. Лидеров рабочего движения не увольняют с завода, им, как того требует законодательство, предоставлено отдельное помещение для работы. Тем не менее не проходит и года, чтобы завод концерна во Всеволожске не потрясали громкие профсоюзные скандалы.
На "АвтоВАЗе" с профсоюзами также особенно не церемонятся. За призывы к прекращению работы можно вылететь с предприятия с волчьим билетом - в Тольятти такой человек себе работу больше не найдет. А желание бастовать у смежников "АвтоВАЗ" отбил парой многомиллионных исков за срыв поставок, которые потом были компенсированы из зарплат работников забастовщиков.
Во Всеволожске подобные методы не проходят. В Санкт-Петербурге и области страшный дефицит квалифицированных рабочих рук. Так, вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас нехватку кадров признал одной из главных проблем для инвесторов в регионе. Действительно, любая угроза рабочим увольнением может привести к массовой утечке кадров с завода Ford. И пойти этим рабочим есть куда. С опытом работы в западной производственной компании их "с руками оторвут" на строящихся по соседству заводах Toyota, Nissan и General Motors.
C дефицитом рабочих рук столкнулись и на московском заводе "Автофрамос", совместном предприятии правительства Москвы и компании Renault. Текучка кадров сегодня - одна из самых сложных проблем для московских менеджеров Renault. "Мы тратим огромные деньги на обучение наших сотрудников на "Автофрамосе", - посетовал в разговоре с "Известиями" вице-президент концерна по производству и логистике Мишель Горнет. - Но, как известно, безработицы в Москве нет. Получив навыки на заводе Renault, рабочие от нас уходят и с легкостью находят себе место в сервисной сфере". В итоге приходится иностранцам слушать упреки профсоюзов, терпеть и раскошеливаться.
Сколько получают рабочие на автозаводах в России... |
Предприятие |
Средняя зарплата, руб. |
АвтоВАЗ |
13 200 |
ГАЗ |
11 000 |
Иж-Авто |
10 000 |
"Автофрамос" (Renault) |
20 000 |
"Форд Мотор Компани" |
17 500 |
СП "GM-АвтоВАЗ" |
14 000 |
В среднем по России |
13 500 |
... и за границей |
|
Страна, компания |
Почасовая ставка |
Турция, Ford |
3 евро в час |
Германия, VW |
34 евро в час |
США, GM |
$26.5-30.5 в час |
США, Toyota |
$15.5-20.33 в час |
Канада, Ford |
$21 в час |
Бразилия, Renault |
$7 в час |
Источник: данные компаний и "Известий" |
Автор: Финансовые ИЗВЕСТИЯ
|