Частные перевозчики, работающие с «Автовокзалом», – против, коллектив предприятия – против, бывшее руководство – тоже против. Кому выгодна реорганизация?
Психотропные факты
Не утихают страсти вокруг возможного перевода краевого предприятия «Автовокзал» в частную собственность. На проходившей 29 марта профсоюзной конференции из уст нового начальника предприятия звучало даже название создаваемой организации – преемника «Автовокзала» – ООО «Кассовый центр». Сам господин директор – Сергей БОРОДУЛИН убеждал разгневанный таким решением коллектив принять новшество как благо. Однако воспринявшие идею реорганизации в штыки сотрудники, похоже, смогли дать достойный отпор. В течение нескольких дней организовали на предприятии новый, альтернативный давно существовавшему профсоюз «Защита труда». Кроме того, коллектив, обеспокоенный происходящим, написал обращение в краевую прокуратуру с просьбой дать предстоящей передаче предприятия в частные руки правовую оценку. Обращение было перенаправлено в прокуратуру Свердловского района Перми, сейчас проводится прокурорская проверка.
Измененная реальность
Мы обратились за разъяснениями в администрацию Пермского края. Получили в ответ лишь устные пояснения, что вопрос этот передан для дополнительного рассмотрения и анализа в министерство градостроительства. С чего бы это?
Сергей Бородулин в последнем интервью корреспонденту «ПО» тоже включил «заднюю скорость», сказав, что все идеи относительно перевода части активов предприятия в руки частников – не более чем безобидные теоретические изыски, «поиски вариантов повышения эффективности работы предприятия»:
– Когда мы пришли на предприятие, то провели анализ его деятельности. Появились идеи повышения эффективности. На данный момент мы разрабатываем варианты. Никаких конкретных решений пока не принято.
В сумерках разума
Ох, уж эта экономическая эффективность! Как же нынче без нее, родимой? Как в недалекие времена без ссылок на верную линию партии. «Автовокзал» дает стабильную прибыль, а со слов бывшего директора Сергея АРТЕМЬЕВА, предприятие не только никогда не было убыточным, но и увеличивало прибыль год от года. Не называет его убыточным и нынешний директор. О каком «повышении эффективности» в таком случае он говорит и где собирается ее искать? Думаем, в увеличении процентных отчислений с работы перевозчиков, которые уже получили письма с предложениями увеличить именно таким образом эту самую «экономическую эффективность».
В беседе с корреспондентом «ПО» перевозчики, работающие по договорам с «Автовокзалом», высказались однозначно против изменения структуры предприятия. По их мнению, реструктуризация приведет лишь к увеличению отчислений от их прибылей. Тем более что начало этому уже положено.
Стирание граней
Как и зачем уволили с поста директора «Автовокзала» Сергея Артемьева, десять лет руководившего предприятием? Вот что удалось выяснить. «Автовокзал» был в собственности департамента имущественных отношений. Затем его передали в собственность министерства инфраструктуры и градостроительства. При смене собственника предприятия, новый собственник вправе поменять руководство без объяснения причин, что и произошло. Ненадуманный ли предлог: смена собственника – и смена руководства?
Вызывает вопросы и внесенный в проект генплана Перми перенос автовокзала в район Товарный двор возле станции Пермь-II. Сергей Бородулин объясняет это решение тем, что для нормальной работы автовокзала там, где он сейчас находится, не хватает места. По нашим данным, перенос предприятия в другой район города связан с тем, что, по проекту генплана, на месте здания автовокзала появится шестиполосная магистраль. Нюанс: трассе не помешало здание торгового центра «Семь пятниц», ради него огромную планируемую трассу сделают не совсем прямой, возле торгового центра дорога сделает своеобразный «крюк». Где местные чиновники видели «извивающуюся» вокруг магазинов шестиполосную магистраль, непонятно.
Гримасы ужаса
Если предположить, что кассовое оборудование «Автовокзала» перейдет из муниципальной собственности в собственность ООО, то владелец этого холдинга получит со временем возможность диктовать цены на перевозки пассажиров внутри края. Кроме того, кассы не разместить под открытым небом, значит, в собственность частнику так или иначе перейдут здания автовокзалов и автостанций. Не правда ли, лакомый кусок? Кому же он достанется?
Комментарии
Константин ОКУНЕВ , депутат краевого парламента.
– К передаче в частную собственность объектов муниципального, регионального значения, я всегда отношусь очень осторожно. Одно дело, если продается предприятие или его акции, и от этого предприятия в городе практически ничего не зависит. Другое дело, когда приватизируются крупные сетевые компании, которые должны обеспечивать качественное бесперебойное обслуживание населения. Я всегда выступал и выступаю противником подобных приватизаций, будь то водоканалы, будь то другие сети. Я считаю, что те структуры, которые являются основными в жизнеобеспечении населения края, должны быть в руках государства. В ответ на довод, что государство – неэффективный собственник, я могу привести массу примеров неэффективных частных собственников, которые постоянно повышают тарифы для населения, чтобы скрыть свои ошибки.
Считаю, что при подготовке к продаже таких значимых для края объектов, как «Автовокзал», должна проводиться общественная экспертиза. И люди должны принимать участие в обсуждении этих вопросов.
– Какое значение имеет позиция трудового коллектива в решении вопроса о структуре «Автовокзала»?
– Считаю, что сегодня власть пытается осчастливить людей, игнорируя их самих. Так не бывает. Необходимо вовлекать население в процесс обсуждения тех или иных проблем, которые его касаются. Пока этого не происходит.
– Константин Николаевич, почему «Автовокзал» планируют переместить в район станции Пермь-II, а здание торгового комплекса «Семь пятниц» оставить на месте, хотя оно и не меньше?
– События, которые происходят в Перми в плане градостроительства последние пять-десять лет, когда-нибудь наши потомки назовут преступлением. Создавать такие объекты в центре города на магистралях, являющихся основными артериями движения, на самом деле – преступно. Люди, которые принимают решения о таком строительстве, просто не связывают своего будущего с жизнью в городе Перми.
– Кто принимал решение о строительстве этого комплекса?
– Думаю, что это решение принималось еще при мэре КАМЕНЕВЕ, которого рекомендовал ТРУТНЕВ и за которого ратовал ЧИРКУНОВ.
Владимир ЖЕЛЕЗОВ , перевозчик.
– Владимир Константинович, что вы думайте о возможном переходе «Автовокзала» в частные руки?
– Думаю, это невыгодно никому и, в первую очередь, перевозчикам. Уже сейчас нам предлагают увеличить процентные отчисления в пользу «Автовокзала». И если он раздробится на несколько предприятий, то не придется ли делать отчисления каждому из них? И почему новое руководство не общается с нами, перевозчиками?
Дмитрий НОВИКОВ , перевозчик:
– Как Вы относитесь к идее реструктуризации «Автовокзала»?
– Отрицательно. Мы, перевозчики, уже получили письма, в которых говорится, что свою выручку мы будем получать всего два раза в месяц, а это очень неудобно, так как деньги на запчасти и топливо нужны постоянно. Думаю, что эти события взаимосвязаны. Кроме того, «Автовокзал» предлагает всем перевозчикам перейти на единый процент, выслав для этого дополнительные соглашения к имеющимся договорам. В общей сложности это составит 16 процентов от выручки, которую мы зарабатываем потом и кровью. Ранее размер отчислений «Автовокзалу» составлял от восьми до одиннадцати процентов. Условия работы, предложенные предприятием сегодня, считаем кабальными. На предложение таких условий новым руководством «Автовокзала» мы все ответили отказом.
– Связывайте ли вы предлагаемые новые условия работы с возможным переходом предприятия или его части в иную форму собственности?
– Наверняка. Сменилась верхушка руководства, и сразу возникли новшества.
Сергей БОРОДУЛИН , директор ПОГУП «Автовокзал».
– Кому принадлежала идея о переводе «Автовокзала» в ООО?
– Речь не идет о переводе в ООО. Изменения в структуре не будут означать перевода предприятия в ООО. Если какие-то части вывести из состава предприятия, это не будет его ликвидацией.
– Куда? Зачем? И в чье ведение?
– А в любое. Сейчас идут теоретические расчеты.
– Будет ли создано коммерческое предприятие, куда перейдут работать кассиры?
– Как вариант, да.
– Какова финансовая ситуация на «Автовокзале», есть ли долги, убытки?
– Долгов нет, убыточным предприятие в целом не является. Долгов по зарплатам также не существует.
По периферии есть убыточные автостанции, но их убытки компенсируются за счет прибыльных подразделений.
– Правда ли, что недавно была проведена компьютеризация оборудования в Перми и на периферии?
– Да, это так. Частично.
– Можете ли Вы предоставить данные по количеству прибыльных и убыточных подразделений «Автовокзала»?
– Я бы не хотел, чтобы эта информация попала в СМИ, и ее стали муссировать. Меня ситуация несколько напрягает. Активизировались эти независимые профсоюзы и делают себе пиар на сложившейся ситуации. Профсоюзные лидеры должны подойти ко мне, чтобы мы пообщались. А то раздувают слухи, будоражат народ… Они не могут вмешиваться в хозяйственную деятельность.
– Как относятся перевозчики к идее реорганизации «Автовокзала»?
– С перевозчиками мы общаемся постоянно, и они не видят в этом ничего страшного.
– Будет ли Пермский автовокзал перенесен на другое место?
– Да, место уточняется.
– В чем, на Ваш взгляд, смысл переноса?
– Там, где он сейчас, автовокзалу не хватает места.
– В какую сумму может обойтись перенос автовокзала?
– Не знаю, но думаю, что дорого.
Сергей АРТЕМЬЕВ, директор «Автовокзала» с 1997 по 2007 год:
– Что послужило причиной Вашего увольнения с предприятия?
– Это вопрос не ко мне, а к министерству.
– Вам объяснили причину увольнения?
– Без комментариев.
– На момент Вашего руководства предприятие «Автовокзал» испытывало финансовые затруднения, было убыточным?
– Оно никогда не было убыточным, каждый год работало с прибылью. Прибыль была с каждым годом все больше и больше.
– Что, на Ваш взгляд, произойдет в случае перехода «Автовокзала» в частные руки?
– Такая позиция просто погубит предприятие.
|