В Свердловской области начал работу пилотный проект в сфере оплаты труда. Теперь медработникам будут по-новому начислять заработную палату, что должно способствовать ее увеличению. О сути нововведений рассказал председатель областного комитета профсоюза работников здравоохранения Алексей Чемоданов. Однако он высказал опасения, что деньги на повышения могут попытаться найти за счет самих медиков.
Как рассказал Алексей Иванович, первые два заместителя министра здравоохранения Зурабова (Владимир Стародубов и Руслан Халфин) - выходцы из Свердловской области. Поэтому не стоит удивляться, что именно эта область получила команду из Москвы разработать новую систему оплаты труда для работников здравоохранения России.
Главная особенность новой системы в том, что расчет заработной платы не будет производиться по тарифной сетке, как это делается сейчас. Единая тарифная сетка (ЕТС) для работников медицины делится на 18 ступеней, где на нижней находится санитарка, а на высшей - главврач. При этом зарплаты этих двух “крайних” должностей отличаются всего в 4,5 раза. Когда стало понятно, что подобная система себя не вполне оправдывает себя (врач, имеющий ученую степень, преподающий в вузе, получает немногим больше санитарки), главам муниципальных образований было позволено заключать с главврачами лечебных учреждений специальные контракты. Причем контрактную сумму глава МО назначал самостоятельно. Нужно было лишь согласовать ее с депутатами местного собрания и внести в территориальный бюджет. Таким образом, разница в оплате главврачей в разных МО была крайне велика. Зависела она от отношения к здравоохранению, от финансовых возможностей муниципалитета, а частенько - и от личных взаимоотношений губернатора с главным врачом конкретной больницы. Из-за этого после начала действия национального проекта “Здоровье” в ряде медучреждений врачи стали получать больше главных врачей и их заместителей.
По словам Чемоданова, все эти диспропорции призвана устранить новая система оплаты труда. От тарифной сетки откажутся, на смену ей придет новая концепция выплаты зарплат, рассчитанная на конкретные результаты. Возьмем для примера одну из важнейших отраслей медицины - хирургию. Понятно, что хирурги проводят операции самой различной степени сложности: от удаления аппендицита до трепанаций черепа и нейрохирургических вмешательств. Однако по старой системе специфика хирургических вмешательств не учитывалась, и операции разной сложности оплачивались одинаково. В новой концепции, разработанной в Свердловской области, есть четыре категории оплаты труда хирургов, суммы каждой из которых на 10% выше предыдущей.
Некоторые медицинские структуры, в том числе скорая помощь, до настоящего момента не были связаны с Фондом обязательного медицинского страхования и получали деньги лишь из областного бюджета. По новой системе с 1 января 2008 года вступает в силу преимущественно одноканальное финансирование. Это означает, что 75% средств, идущих в медицину, будут проходить через Фонд обязательного медицинского страхования, становясь источником гарантированного финансирования. Остальные 25%, как и раньше, будут идти через бюджет муниципального образования.
“Финансирование будет производиться уже не по принципу “хочу - не хочу”, а только после экспертизы и оценки деятельности медицинского учреждения”, - объясняет Чемоданов.
Другой плюс новой системы - это стимулирующие выплаты. “Если в Единой тарифной сетке стимулирующие выплаты не предусматривались в принципе, то в созданной концепции 10% заработной платы должны быть зарезервированы в премиальный фонд”, - объясняет глава обкома.
Размер оплаты будет зависеть от сложности, объема и конечного результата. Подобный подход Профсоюз работников здравоохранения Российской Федерации вполне одобряет.
Однако, как и во всяком большом проекте, имеют место некоторые шероховатости. Пока непонятно, кто именно будет назначать зарплаты врачам. Если это будут только главные врачи и их заместители, то нельзя исключать предвзятого отношения к сотрудникам. Между профсоюзами и правительством есть соглашение (применительно к системе ЕТС), по которому члены профсоюза являются участниками в схеме оценки трудового вклада каждого работника. К сожалению, в новой концепции единственным представителем профсоюза выступает только председатель обкома.
Также непонятно, приведет ли разработанная схема к повышению зарплат. По словам Алексея Чемоданова, если ориентироваться на текст проекта, увеличение должно быть. Это и стимулирующие выплаты, и дополнительные деньги за качество труда. Однако если заглянуть в сопровождающее проект письмо в адрес правительства, подписанное министром здравоохранения Свердловской области Михаилом Скляром, можно увидеть следующую фразу: “Дополнительных финансовых источников реализация проекта не потребует”. Это весьма беспокоит главу обкома профсоюза работников здравоохранения Свердловской области. “Имеется постановление, гарантирующее стимулирующие выплаты, и в то же время имеется письмо, говорящее о ненужности дополнительных расходов,- рассказывает Чемоданов. - Есть опасение, что эти деньги могут попытаться найти внутри системы за счет уменьшения числа вакантных ставок, а то и самих работников медицины, которых и так не хватает”.
Пока новая система испытывается в нескольких медучреждениях Свердловской области, однако вполне возможно, что через некоторое время она будет применена на территории всей России. Каждому новшеству необходимо время, чтобы доказать свою состоятельность. Посмотрим, удастся ли это свердловской концепции.
НЕДОПЛАТА
А вот в Волгоградской области зарплата большинству медперсонала увеличилась всего на 10% - вместо обещанных исполнительной властью 15-ти. Как возникла такая ситуация, корреспондент “Солидарности” выяснял у председателя обкома профсоюза работников здравоохранения Татьяны Белоусовой.
В большинстве регионов России для оплаты труда бюджетников с 1 мая 2006 года введена новая тарифная сетка. Несколько субъектов федерации, в том числе Волгоградская область, предпочли остаться при старой, но проверенной и, как считают в Волгоградском обкоме профсоюза, более выигрышной системе оплаты труда. И больше года работники здравоохранения этой области спокойно получали зарплату, начисленную по “старому образцу”. Однако губернатора Николая Максюту такая ситуация, видимо, не устроила, и он, не обсудив своего решения с профсоюзами, ввел новую тарифную сетку.
С 1 сентября этого года в Волгоградской области оклад медработника по 1-му разряду тарифной сетки повысили с 1100 до 1450 рублей. Вместе с тем столь внушительное повышение произошло почему-то лишь по двум разрядам из восемнадцати, а именно - по 1-му и 18-му. Остальным же добавили лишь по 10%. Например, врачам по 12-му разряду прибавили 323 рубля, а медсестрам по 6-му - и вовсе 192. При этом молодой врач в Волгоградской области получает 3500 рублей, но большая часть его заработка уходит на оплату жилья.
- Теперь, если инфляция дойдет хотя бы до 10%, мы будем уже в проигрыше, - жалуется председатель Волгоградского обкома профсоюза работников здравоохранения Татьяна Белоусова. И поясняет: - Вводить новую систему оплаты труда стоит ради двух вещей - для повышения зарплаты и как стимул к повышению квалификации. Вторая задача выполняется и так. Если врач хочет подняться по тарифной сетке, то при получении, скажем, второй категории он с 12-го разряда сетки переходит на 13-й. Зарплата увеличивается. Значит, есть смысл работать над собой.
Сейчас обком профсоюза медиков Волгоградской области борется за возвращение старой тарифной сетки либо за доведение окладов по новой сетке до приемлемого значения. Но проблема в том, что области не хватает денег даже для того, чтобы повысить оклад медработника 1-го разряда до минимального размера оплаты труда (2300 руб.), не говоря уж о дотягивании до продекларированного в Трудовом кодексе прожиточного минимума в области (3700 руб.).
- Мы ждем формирования нового кабинета министров, посмотрим, как наше министерство будет решать вопросы оплаты труда. Но какую бы новую систему оплаты труда мы ни придумали, все одно приходится опираться на уже сформированный фонд оплаты труда в области. Люди понимают, что среди года зарплату резко повысить невозможно. Это надо планировать на 2008, 2009 и 2010 годы. Повышение же за все три года планируется всего на 20%. Как можно жить на такие зарплаты, да еще с такой перспективой? 20% за три года - это всего ничего, - описывает возникшие проблемы председатель обкома.
Прокуратура уже опротестовывает постановление губернатора области о переходе на новую тарифную сетку в оплате труда работников бюджетной сферы.
|