«Фишкой» акции, проводимой почти у стен «высотки» и призванной привлечь внимание руководства АВТОВАЗа к размеру зарплат рядовых рабочих, многие сочли появление на воображаемой трибуне местного околополитического деятеля Сергея Лекторовича. Своим выступлением он едва не затмил лидера «Единства» Петра Золотарева, который вчера решил выйти из тени и публично произнес слова «забастовка» и «требования продолжатся». Своим ораторским искусством оба они блистали перед аудиторией примерно в 150 человек. Плюс милиция. Минус журналисты. Впрочем, по порядку.
Митинг активисты «Единства» приурочили к «своей» победе — обещанию вазовского руководства поднять зарплату рабочим. Напомним, в августе на АВТОВАЗе состоялась акция, громко именованная организаторами забастовкой. Тогда свои рабочие места покинули около 200 человек. Уже тогда большинство аналитиков сходилось во мнении, что события эти имеют скорее политическую, нежели экономическую подоплеку. Среди самих рабочих АВТОВАЗа активно обсуждалось участие в организации забастовки некой политической силы. Рассказывали, что в необходимости подобных действий рабочих убеждали люди, причисляющие себя к сторонникам партии «Справедливая Россия».
Ходили слухи, что лидеру «Единства» Петру Золотареву якобы предложили и моральную, и материальную поддержку на будущих выборах мэра Тольятти в обмен на усиление активности против «ЕдРа». Сам Золотарев тогда отрицал не только наличие договоренностей с какой-либо из партий, но и даже свою причастность к событиям на заводе. «Я лишь консультирую рабочих», — повторял он.
Вчера от консультаций Золотарев перешел к более прозрачным высказываниям. Он прямо обвинил руководство АВТОВАЗа не только в низкой зарплате рабочих: «Это они виноваты в том, что мы так себя ведем, — сказал Золотарев. — Нам угрожают репрессиями, если мы продолжим бастовать. Они нас боятся, значит, мы сильные». Трудно воспринять эти слова как консультирование рабочих в вопросах трудового законодательства, а уж последующие утверждения о том, что нынешний митинг — это «смягченная» форма протеста и в будущем «Единство» не планирует на этом останавливаться тем более.
Появление Сергея Лекторовича также внесло некоторую ясность в происходящие события. Ибо его приезд на новеньком «Nissan Pathfinder» стоимостью около 60 тысяч долларов мало кем остался незамеченным. Впрочем, Лекторовича мало волновал имидж. После того как пресса подозревала его в симпатиях к неофашистским воззрениям и даже публиковала фотографию, где человек, похожий на него, запечатлен рядом с нацистским флагом, его вряд ли смущали косые взгляды рабочих. Гораздо больше он заботился о том, чтобы защитить Президента страны Владимира Путина от вазовского руководства. Ведь именно они, по словам Лекторовича, мешают развитию автопрома, выступая против президентского курса.
На наш вопрос, что на митинге призван олицетворять Лекторович, который не имеет отношения ни к АВТОВАЗу, ни к «Единству», Петр Золотарев неуверенно ответил, что здесь может выступать каждый, кто озабочен судьбами рабочих и уровнем их зарплаты. «А вы бы подняли зарплату до 25 тысяч, стань вы директором?» — спросили мы. «Не знаю, — ответил Золотарев. — Для этого мне нужно знать, каково финансово-экономическое положение завода». Вероятно, для того, чтобы обещать дальнейшие акции протеста, знать финансовое положение не обязательно. Но в эту тему мы с Петром Золотаревым углубляться не стали. В конце концов, ему есть с кем это обсудить. Например, с Лекторовичем.
В тему
О демократии и премиях
Мы попытались прояснить видение лидером «Единства» заводской демократии, о которой так любят говорить члены профсоюза. По словам Золотарева, рабочие «должны стать субъектами процесса организации труда». Из этого, вероятно, следует, что сегодня, по мнению «Единства», они чувствуют себя объектами. Кстати, именно на этом постулате «нас считают винтиками» строят свои обличительные речи протестующие. Мы поинтересовались у Золотарева, как, по его мнению, рабочий мог бы выйти из роли объекта. Из его сбивчивых объяснений стало понятно, что надо предоставить трудящимся возможность самим решать, что им делать. Странно, но о повышении качества производимой продукции сказано ничего не было. Хотя, по логике профсоюза «Единство», за качество отвечает исключительно руководство…
Комментарии сопредседателей согласительной комиссии ОАО «АВТОВАЗ» — вице-президента-статс-секретаря Группы «АВТОВАЗ» Виктора БАУНОВА и председателя профкома ОАО «АВТОВАЗ» Николая КАРАГИНА
Виктор БАУНОВ:
— Основные требования участников митинга свелись к повышению зарплаты и защите якобы невинно наказанных после отказа от работы 1 августа работников. Сразу хочу сказать, что все меры наказания были приняты согласно трудовому законодательству РФ. Есть определенная процедура организации забастовки, которая не была соблюдена. И администрация с полным правом квалифицировала прошедшие события как отказ от работы. Каждый случай разбирался конкретно: понятно, что кто-то оставил свое рабочее место на час, а кто-то — на три часа. В итоге двое работников были уволены, причем не именно по данному факту, а за систематическое нарушение трудовой дисциплины.
К остальным применены дисциплинарные взыскания. Поскольку наказанных достаточно много, недавно профсоюз АСМ АВТОВАЗа обратился к администрации предприятия с просьбой пересмотреть эти решения. Было решено дополнительно проверить справедливость наказаний. Сейчас эта работа ведется.
Что касается основного требования митингующих. Никто не против повышения зарплаты. И она на АВТОВАЗе увеличивается в рамках действующего тарифного соглашения. С начала этого года тарифные ставки и оклады работников повышены на 9,8%. Отменен понижающий коэффициент 0,725, действовавший при индексации зарплаты. Планомерно идет работа по повышению заработной платы отдельным категориям работников. Буквально во вторник руководством АВТОВАЗа было принято решение об увеличении оплаты труда рабочим всех профессий, которое будет произведено с 1 октября.
Это решение принято после колдоговорной конференции по итогам первого полугодия, на которой прозвучало весьма дельное предложение одной из работниц – увеличить зарплату всем рабочим не в процентном соотношении, а на одинаковую сумму, независимо от разряда. Чтобы это повышение стало ощутимым — особенно для тех, у кого низкие разряды. Мы сразу взяли это предложение на заметку. Разумные вещи, с которыми люди выступают с трибуны, никогда не остаются без внимания.
Хочу сказать, что все вопросы можно решать цивилизованно – в рамках действующего законодательства и коллективного договора. Ну а что касается митинга — видимо кому-то выгодно дестабилизировать обстановку на АВТОВАЗе. Кто-то, возможно, преследует при этом личные или политические цели…
Николай Карагин:
— Такого рода публичные акции должны проводиться только когда нет возможности обсудить ту или иную проблему, когда никто не хочет отвечать на волнующие людей вопросы.
Мы, например, 24 мая под эгидой ФНПР проводили акцию всероссийского масштаба. Наши требования касались повышения пенсий, заработной платы – и акцию мы проводили потому, что шло обсуждение бюджета РФ на три года и правительство «не слышало» предложения профсоюзов. После проведения акции при формировании бюджета наши требования во многом были учтены.
У нас же на заводе есть нормально выстроенная схема диалога с администрацией – постоянно действующая согласительная комиссия, рабочие группы, в обсуждении вопросов гарантировано участие любого работника завода. Два раза в год мы проводим конференции трудового коллектива, как в цехах и на производствах, так и общезаводские. Такая форма работы показала свою эффективность, тем более, что руководство завода не отказывается обсуждать наши проблемы. Особенно много сделано в последнее время — в рамках согласительной комиссии, и на заводской конференции.
Надо отметить, что и рядовые члены «Единства» довольно активно участвуют в конференциях, их предложения тоже обсуждаются. А вот Петр Золотарев почему-то игнорирует общезаводские конференции; например, он по каким-то причинам не пришел на последнюю, как, впрочем, и на все предыдущие, хотя именно там можно было начать нормальный диалог с руководством, если такой диалог действительно нужен «Единству».
|