Профсоюзы Бурятии на протяжении последних месяцев уверенно продолжают оставаться чуть ли ни главными ньюсмейкерами республики. Не успел остыть скандал с их имуществом и обсуждением деятельности их многолетнего лидера Сергея Тимина, как грянул новый.
Председатель республиканского профсоюза работников жизнеобеспечения Октябрина Бадашкеева утверждает, что отдельные чиновники администрации Улан-Удэ и руководители коммунальных предприятий приказывают своим работникам выходить из профсоюзов.
Лидер отраслевого профсоюза поставила в известность о случившемся Вячеслава Наговицына и подала заявление в прокуратуру Бурятии. В частности она сообщила:
"20 сентября 2007 года заместитель председателя комитета городского хозяйства Калинин М.В., пригласив к себе председателей профкомов предприятий ЖКХ, потребовал от них срочного выхода из состава республиканского комитета профсоюза жизнеобеспечения. На вопросы председателей профкомов о причине требования ничего вразумительного ответить не смог...".
Это заявление косвенно подтверждается последующими событиями. Уже через несколько дней на имя Бадашкеевой пришли заявления от работников управляющих компаний "Солнечное" и "Содружество". Все они были написаны словно под копирку и "ходатайствовали" и "просили" о "снятии с профобслуживания" и "вывести из членов профсоюзного комитета". Лидер отраслевого профсоюза отнеслась к ним с долей иронии:
— Даже не смогли грамотно научить людей документ составить. Продиктовали им глупость какую-то.
Но сложившаяся ситуация, тем не менее, серьезная. Чиновники и директора пытаются лишить простых работников последней защиты перед возможными ущемлениями их прав. О нынешних профсоюзах можно долго спорить и критиковать их работу, но на сегодняшний день это единственная крупная организация в Бурятии целью которой официально декларируется защита прав рабочих. Если вслед за "Содружеством" и "Солнечным" из профсоюзов решат выйти остальные коммунальный хозяйства города, то работники целой отрасли городского хозяйства — а это тысячи улан-удэнцев — окажутся беззащитны перед возможным беззаконием.
Октябрина Бадашкеева недоумевает:
— Те же дворники и сантехники, получающие копейки по вине работодателей, на перекурах ругают всех — начальников, власть, государственный строй. Но свои права цивилизованным способом защитить отказываются. Более того, выходит, им вообще не нужны эти права, раз пишут заявления под диктовку тех, кто им же и не хочет достойно платить.
Одной из главных причин, по поводу которого и разгорелся конфликт, лежит в экономической плоскости. В последние три года тарифная ставка первого разряда для работников ЖКХ в Бурятии ни разу не повышалась и составляет 1860 рублей. В то же время существует "Российское отраслевое тарифное соглашение в ЖКХ", которое устанавливает минимальную тарифную ставку в 2550 рублей. Но коммунальщики Бурятии, в том числе и Улан-Удэ живут по отдельным от всей страны правилам.
По мнению Октябрины Бадашкеевой, зарплату дворникам, плотникам, слесарям и другим низкооплачиваемым работникам можно в Улан-Удэ увеличить без социальной напряженности, то есть без повышения тарифов за услуги ЖКХ для населения.
— Просто нужно поднять тарифные ставки только с первого разряда по четвертый, — говорит Октябрина Бадашкеева, — Для самых низкооплачиваемых работников — дворников, сантехников, ассенизаторов. А вот зарплату высокооплачиваемых работников — руководителей, экономистов, бухгалтеров следует на самом деле заморозить.
Эту идею лидер профсоюзов, видимо, удачно лоббирует в правительстве и республиканской тарифной службе Бурятии. Но это не понравилось руководителям управляющих компаний. Поэтому, видимо, и были даны столь странные приказы.
Октябрина Бадашкеева проинформировала прокуратуру Бурятии, что действия чиновников мэрии с точки зрения Уголовного кодекса расцениваются как "превышение должностных полномочий, самоуправство, воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности". Она ожидает от Вячеслава Наговицына и правоохранительных органов адекватной оценки случившегося.
|