Федеральная Миграционная Служба намерена навести порядок в сфере трудоустройства россиян за границей. Имеется в виду «Положение о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ». В соответствии с этим документом российская крюинговая компания не имеет права отправлять российских моряков на работу в иностранную компанию без наличия договора с иностранным работодателем и трудового договора с моряком.
Вспомнилось это Положение не просто так. В ходе очередной совместной с Рострудом проверки обнаружилось, что в ООО «Галион», осуществляющем подбор моряков для эстонских работодателей, никаких подобных договоров нет. Правда, в самом «Галионе» по поводу явного нарушения норм российского права особо не переживают и находят слова в свое оправдание. Как говорят в компании, они занимаются рекрюингом, а непосредственный крюинг – прямая обязанность эстонских операторов, которые и решают, какой договор заключить, сколько заплатить, и на какое судно посадить.
Естественно, что никакое Соглашение с работодателем и трудовой договор с моряком, предусмотренные Положением, в этой схеме и близко не стояли. Другими словами, российские моряки отправляются в Эстонию без надлежаще оформленных документов, а значит, и гарантированной защиты на случай какой-либо беды. А количество жалоб российских моряков свидетельствует, что беды на эстонской стороне не редки. Пусть и дефицит там с кадрами, и даже свой Estonian Seamen’s Independent Union имеется, полномочный заключать с судовладельцами колдоговра, кидают россиян все равно.
Спрашивается, а на каком тогда основании российских моряков отправляют за рубеж? Как выяснилось, в этом случае ООО «Галион» работает «по правилам». Отправка производится на основании судовой роли, которая удостоверяется ГБУ «Волго-Балт». Вот здесь и возникает самая главная загвоздка и вопрос – насколько государственное бассейновое управление полномочно подписывать судовые роли на морские суда, тем более находящиеся за пределами РФ? Ответ очевиден. Однако ГБУ «Волго-Балт» принимает на себя обязанности капитанов портов.
Таким образом, получаем очередной «темрюкский треугольник», а точнее «российско-эстонский квадрат». С одной стороны - российский крюинг и ГБУ «Волго-Балт», подписывающее судовую роль, с другой - эстонский оператор и Estonian Seamen’s Independent Union. А в середине - очередная партия россиян, чьи трудовые права никого не волнуют.
|