Моряки нескольких рыболовецких судов требуют выплатить им деньги за год промыслового труда. Когда после рейса люди пришли за зарплатой их попросили немного подождать. Это ожидание длиться уже более шести месяцев. Компания-работодатель находится на Сахалине. А местный филиал, который и заключал договоры с сотрудниками, оказался отдельной самостоятельной организацией. Кто теперь оплатит работу рыбаков – неизвестно.
Елена Симоненко: - Я езжу с Находки, с пузом, стою здесь днями и ночами. Мне никто ничего не объясняет. – Звоните, пишите, стучите в эти двери и все!
Елена с мужем эту зарплату хотели добавить к накопленной сумме и купить квартиру. Теперь они снимают жилье, а будущая мама обрывает телефоны компании, которая нанимала ее и мужа на работу. В очередной раз женщина, на шестом месяце береммености, на автобусе добирается во Владивосток, а потом ждет у закрытых дверей, чтобы спросить – когда будут деньги?
- Девушка, вот вы сказали, что будет в 5 часов выплата. А мне в 5 часов в Находку уезжать надо.
- Деньги пока не подвезли.
На стене офиса компании даже нет вывески. В трудовой книжке рыбаков запись – РПК «Островная» - офис этой компании находится на Сахалине. А трудовой договор заключался с сотрудниками компании «Моряк-рыболов». Юридически эти организации между собой не связаны, а договоры оформлены неправильно – значит, не имеют никакой силы. К работе двух фирм у Инспекции по труду Приморского края накопилось ряд вопросов.
Ирина Лапина, специалист Инспекции по труду Приморского края: - На каком основании трудоустраиваются на Сахалине, не выезжая на Сахалин? Где представительство этой компании, каким образом оно зарегистрировано? В соответствии с какими документами они находятся здесь?
Скандалы с такими посредниками, как «Моряк – рыболов», случаются довольно часто. Один из последних произошел в ноябре с фирмой «Родина». Схема та же – договор, который заключает компания, не имеет юридической силы. Документы оформляются быстро и хитро, за услуги трудоустройства берутся взносы, а когда приходит время платить, офис компании – работодателя оказывается в другом субъекте федерации.
Таких фирм в Приморье множество и ни одна из них не имеет права заниматься подобной деятельностью. По законодательству Российской Федерации, компании выдается лицензия, если она занимается трудоустройством рыбаков в иностранные компании. Работа таких фирм жестко контролируется. Но рыбаки узнают об этом лишь тогда, когда лично сталкиваются с обманом. Люди, которые привыкли зарабатывать своим трудом, не вчитываются в договор и не видят подвоха.
Ирина Лапина, специалист Инспекции по труду Приморского края: -Так называемые «посредники» выживают за счет того, что многим рыбакам просто не по силам судиться и выяснять отношения, тем более, если для этого нужно ехать в другой город. Они просто отказываются от борьбы, даже если речь идет о сотнях рублей – такова цена за безалаберное отношение к документам.
Андрей Лихобабин: - А в такой ситуации не могу, уйти в рейс, так как у нас срок давности по трудовым спорам – 3 месяца. Я должен бросить возможность заработка и находиться здесь. Я даже не могу подать документы в суд, т.к у меня даже нет рассчетки.
Инспекция труда Приморского края не раз предупреждала о том, что заключать трудовой договор можно только непосредственно с работодателем. Но рыбаки по прежнему попадают в сети мошенников. Единственный выход, который сейчас есть у рыбаков собрать все документы, которые подтверждают их фактическую работу на судах РПК «Островное» и обратиться в суд Сахалина. Пока самые настойчивые пытаются вернуть себе честно заработанные деньги, на подходе другое судно, которое тоже принадлежит РПК «Островное». На борту – 60 человек, и они через несколько дней тоже придут за своими деньгами.
|