Похоже, работники ФГУП “ГИТОС”, расположенного в г. Шиханы Саратовской области, скоро получат-таки свои зарплаты. Люди ждут этого с 2003 года. Во всяком случае, чиновники из Федерального агентства по промышленности обещают решить проблему к концу текущего года. Людмила ВАСИЛЬЕВА, председатель объединенного профсоюзного комитета Шихан, считает, что на этот раз обещания будут выполнены. Пока же работники ГИТОСа провели две голодовки и готовят обращение в Европейский суд по правам человека.
Увы, мы не впервые пишем о ситуации в ГИТОСе - ФГУП “Государственный институт технологии органического синтеза” (№ 47, 2005; № 25, 2007). Банкротство государственного предприятия, некогда бывшего градообразующим и занимавшегося разработкой технологий для получения химоружия, началось в 2004 году. Эта разработка была прекращена в соответствии с Конвенцией о запрещении химического оружия. Но ГИТОС не сумел перепрофилироваться - не хватало госзаказов, а соответственно, и средств. До 2003 года зарплата еще как-то выплачивалась, через комиссии по трудовым спорам, через суд. Работники протестовали, устраивали акции протеста и обращались во все властные структуры. Но погашения задолженности по зарплате так и не добились. В итоге - банкротство. Потом были суды и жалобы. По настоянию работников, чтобы хоть как-то решить проблему, Федеральное агентство по промышленности создало на промплощадке ГИТОСа филиал ГосНИИОХТ, и часть работников перешла туда. Но долг перед более чем 500 работниками оставался, а с ним и социальная напряженность.
Наконец 25 июня 2007 года доведенные до отчаяния работники ГИТОСа объявили голодовку. Из 31 участника акции десять оказались в больнице. 4 июля голодовка была прекращена. В итоге люди получили лишь 2 млн. рублей, собранных предпринимателями по призыву правительства Саратовской области. Но этих денег хватило лишь на то, чтобы выплатить всем работникам задолженность за август 2004 года. Получилось так, что некоторым участникам голодовки выплатили меньше, чем тем, кто не голодал, - все зависело от того, у кого выше зарплата. Люди остались недовольны. Напряжение росло.
И СНОВА ГОЛОДОВКА
По словам председателя объединенного профсоюзного комитета Шихан Людмилы Васильевой, результат летней голодовки не удовлетворил работников. Они поняли, что власти побоялись погасить задолженность голодающим полностью, считая, что завтра другие последуют их примеру. Голодовка была не прекращена, а лишь приостановлена. “Мы решили, что посмотрим, как будут развиваться события. Но основные проблемы предприятия решены не были, - рассказывает профлидер. - Мы готовы были возобновить голодовку и еще планировали предпринять пеший переход до Москвы. От этой идеи отказались - посчитали, что такое сложнее организовать, нежели голодовку. Надо обеспечить людям и питание, и медицинское и милицейское сопровождение - у нас для этого не было ни средств, ни возможностей”.
Главным результатом летней голодовки было трудоустройство работников научно-исследовательских подразделений в филиал ГосНИИОХТ. Они стали получать зарплату, но долги погашены не были. Время шло, и голодовку решили возобновить с 1 сентября. Однако вмешалось саратовское правительство - убедили подождать, говорили, что уже подключился губернатор, который в самом деле написал массу писем. “Мы и сами написали массу писем, и депутаты обещали помочь. В итоге от возобновления голодовки мы отказались в надежде, что вопрос вот-вот решится”, - вспоминает Васильева.
Увы, “вопрос” не решился. И 1 октября работники ГИТОСа возобновили голодовку. Как говорит Васильева, “мы понимали, что кроме тех, кто уже согласился на голодовку (14 человек, из них 8 - повторно), никто больше не присоединится. И мы оказались правы. Мы голодали буквально один день. 2 октября приехал министр промышленности Саратовской области и сказал, что губернатор выделил 8 млн рублей, и спросил меня, как их лучше распределить. Я внесла предложения”.
В итоге, губернатор выделил из своего резерва деньги для работников ГИТОСа. Они перечисляли на профсоюзный счет и выдавались профсоюзом так же, как материальная помощь, а работники писали в бухгалтерию заявления, что не претендуют на задолженность по зарплате. Деньги выдавались в течение недели-двух, и не все сразу, а четырьмя траншами по 2 млн.
Денег хватило, чтобы полностью выплатить задолженность участникам обеих голодовок, инвалидам. Еще выплатили алименты и задолженность пяти семьям умерших работников. Но, по словам профлидера, это вызвало в коллективе только большее напряжение: 59 человек получили деньги, остальные - нет. А процедура банкротства идет, и никто не знает, чем все это кончится.
О ПЕРСПЕКТИВАХ
“Мы не остановились, - рассказывает предпрофкома. - Я встретилась с заместителем председателя Федерального агентства по промышленности Виктором Холстовым (руководит структурами, отвечающими за уничтожение химоружия. - Г.Д.), и мы с ним очень хорошо поговорили. Он обещал, что задолженность будет выплачена к концу года. Это был первый случай, когда федеральный чиновник такого уровня не предъявлял нам претензий, мол, сами виноваты, а пообещал, что государство с нами рассчитается”.
Людмила Васильева считает, что на этот раз обещания чиновника не останутся пустыми словами. Действительно, недавно на предприятии сменился конкурсный управляющий. Новый управляющий стремительно провел несколько мероприятий по ликвидации предприятия. В том же темпе были решены вопросы о передаче производственных площадей ГИТОСа филиалу ФГУП ГосНИИОХТ. Часть людей туда переводятся. По сведениям Васильевой, буквально 27 декабря весь персонал ГИТОСа будет уволен, предприятие полностью ликвидируется, а конкурсное управление, соответственно, будет завершено. И тогда же 27 декабря состоится последнее собрание кредиторов.
Когда и в каком объеме будут погашены долги, предпрофкома пока не знает, потому что “конкурсный управляющий эти вопросы обсуждать отказался, сказав, что его задача - ликвидировать предприятие, а погашение долгов - не его сфера ответственности”. Тем не менее, несмотря на неопределенность и близкую ликвидацию предприятия, Васильева не оценивает ситуацию как опасную: “Существует три распоряжения Сергея Иванова (первый заместитель председателя правительства РФ. - Г.Д.), которые подразумевают решение социального вопроса на нашем предприятии. Кроме того, мы донесли до федеральных властей наше намерение обратиться в Европейский суд по правам человека. Мы просто отложили обращение. Если до конца этого года наши проблемы решены не будут, мы начнем процедуру подачи жалобы в Европейский суд. Мы осознаем, что это сложно - нужно сначала пройти судебные инстанции на всех уровнях внутри страны. Более того, если для обращения в районный, областной и федеральный суды у меня хватит знаний и образования, то в Европейский суд от нашего имени должен обращаться уже юрист с лицензией европейского образца. Это стоит больших денег, но мы на это пойдем”. Так же как Людмила Васильева, на это пойдут еще 50 человек, что немало.
И все-таки профлидер склонна верить обещаниям Холстова и, хотя даны они были до выборов, предвыборными их не считает: “Власти прекрасно понимали: либо голосование в нашем городе будет протестным, либо люди вообще не пойдут голосовать. Кроме того, голосование такой небольшой группы избирателей все равно ни на что не влияет”. А вот депутаты от различных фракций, по словам Васильевой, раздавали много предвыборных обещаний, но ничего так и не сделали. Писали, правда, запросы, но безрезультатно.
Грядущие массовые увольнения тоже не вызывают у предпрофкома опасений. Она полагает, что работники ликвидированного ГИТОСа не сильно пострадают от потери рабочих мест. Сокращение не будет социально значимым - часть людей уже нашли себе другую работу, часть уйдет на пенсию, а те, кто останется, перейдут в ГосНИИОХТ. У этого предприятия есть перспективы развития, и совсем неплохие. Сейчас ГосНИИОХТ выполняет госзаказ на ликвидацию зданий и сооружений, где велась разработка химического оружия. Эта работа хорошо финансируется государством. А по окончании выполнения госзаказа предприятие сможет освоить важные для народного хозяйства технологии, разработанные еще в ГИТОСе. Например, технология переработки совтола. (Это ядовитая жидкость, используемая в трансформаторах. Просто так ее выливать нельзя, а накопилось очень много. Переработанный софтол используют для пропитки железнодорожных шпал). Или технология получения антипиренов - добавок, которые придают свойство негорючести пластмассам, столь необходимым, в том числе, космической и авиационной промышленности.
Производственные площади и наработки ГИТОСа все еще представляют технологическую ценность. Именно поэтому Людмила Васильева считает, что Сергей Иванов заинтересован в решении социальной проблемы в Шиханах. Профлидер верит в победу. Ну а на крайний случай остается обращение в Европейский суд. Работники ГИТОСа решили, что будут ждать до января 2008 года включительно, но если и тогда не дождутся выплат, начнут процедуру подачи иска. Васильева уверена: “Наше руководство осознает, что мы не остановимся. Предприятие у нас государственное, стратегическое, и мы считаем, что ответственность за все, что у нас происходит, несет государство”. По мнению профлидера, обращение работников в Европейский суд может нанести удар имиджу нашего государства на международном уровне, а потому они дают государству время решить проблему миром. Автор: Дмитриева Галина
|