Мои знакомые, окончив институт, устроились на работу, а через полгода выяснилось, что половина из них уволилась, половина – мечтает об этом. В целом мало кто работает на одном месте дольше двух лет. А бабушки вздыхают: в их время было по-другому, они устраивались по распределению, спокойно продвигались по службе и выходили на пенсию, не сменив ни одного места работы. Сейчас – не так.
С отменой распределения у каждого человека появилась возможность выбирать место работы, переходить на другое, находя то, что подходит именно ему. И зачастую смена рабочего места связана именно с поиском лучшего варианта, или, другими словами, с поиском себя. Многие, поработав немного по институтской специальности, навсегда разочаровываются в этой профессии и переквалифицируются.
Однако возможность выбора оборачивается конкуренцией при поиске работы. На одно место нередко претендуют десять человек, и для некоторых это выливается в невозможность устроиться на работу.
Соискателям приходится идти на уловки, искать варианты устройства «по знакомству», а также срочно повышать квалификацию и осваивать новые навыки, в том числе компьютерные и языковые. И последнее скорее радует – люди вынуждены расти профессионально, а значит, становиться более квалифицированными работниками.
Итак, человек наконец-то устроился на заветное место, проходит год, два, а карьерного роста все нет.
Заискивание уже не помогает. Удвоенные старания начальством тоже не отмечаются. Давать повышение просто за выслугу лет уже никто не хочет. Ведь продвижение по службе невыгодно работодателю: зачем платить больше тому, кто готов работать и так? Поднявшись выше, работник невольно может стать конкурентом собственному начальнику. К тому же потребуется время на освоение новых обязанностей как тому, кто получил повышение, так и занявшему освободившееся место. В этот период эффективность компании упадет. Повышение по службе чаще всего обусловлено появлением новых отделов и филиалов или же банальной необходимостью замены уволившегося сотрудника. В остальных же случаях работнику проще перейти на другое место с большей зарплатой или более высокой должностью.
Разумеется, есть корпорации западного типа, в которых работников «растят»: обучают, приобщают к философии и политике компании, отправляют на стажировки – и повышают в должности. Однако за учебу приходится платить – разумеется, не наличными, а своим временем, силами. А зачастую собственно зарплата (без учета различных «бонусов») оказывается ниже заслуженной. С личными интересами человека не считаются, и мало кто будет бороться за то, чтобы он оставался в компании.
Стоит отметить еще одну интересную особенность: часто карьерный рост не приносит удовольствия.
Не всегда со сменой названия должности увеличивается зарплата, а вот нагрузка может стать больше.
Итак, карьерный рост «откладывается», а если и случается, то не дает желанного эффекта. В чем же дело? Для объяснения этого феномена обратимся к известной классификации организационных культур:
1. Автократия – «Мы сделаем это таким способом». Все решения принимаются наверху, и их надо неукоснительно выполнять. Возможности обсуждения практически не существует.
2. Бюрократия – «Нам следует поступать таким образом». Каждому сотруднику предназначена совершенно определенная роль. Организация стабильна и не подвержена резким переменам. Сотрудник медленно поднимается вверх по служебной лестнице.
3. Технократия – «Лучше всего это сделать так». Работа ориентирована на выполнение конкретной задачи, ведется на последовательно меняющихся рабочих местах или в различных командах. Чрезвычайно гибкий тип организации.
4. Демократия – «Давайте сделаем это вместе». Организация с малой степенью формальной структуры, которая служит для помощи своим членам (например, юридическое партнерство).
В различных типах организаций карьерный рост будет идти по-разному. Если в организациях первого и второго типа карьерный рост означает повышение статуса и расширение полномочий, то для третьих и четвертых повышение по службе чаще приносит увеличение зарплаты и возможностей самореализации.
Таким образом, можно говорить о том, что есть два типа понимания карьерного роста в зависимости от того, в какой структуре вы работаете. И те, кому важнее название должности и полномочия, будут ратовать за работу в больших корпорациях, а те, кто ценит самореализацию, будут искать возможность работать в небольших компаниях-командах или организациях четвертого типа. И это два типа мировоззрения, две разнонаправленные тенденции, два типа работников. Как ни странно, но оба они способствуют росту профессионализма: первых сотрудников будет «растить» компания, вторые смогут преуспеть только занимаясь тем, что интересно и получается делать, иначе они не смогут работать в команде и соответствовать требованиям заказчиков.
Как уже было сказано, в разных компаниях успех понимается по-разному, но рецепт успеха во всех случаях будет один: хотите расти – повышайте эффективность и профессионализм. В целом, эта тенденция характерна для всего российского рынка.
Многие компании предпочитают брать на работу только профессионалов и платить им больше за качество, а некоторые уже обнаружили, что во многих случаях, например, для перевода текстов, проще прибегать к аутсорсингу. Но это уже другая история… Автор: Алиса
|