Зависимость оплаты труда педагогов от количества учеников в классе - неправомерна: такое мнение высказано в письме, направленном губернатору региона и председателю Воронежской областной думы отраслевым комитетом "учительского" профсоюза.
Эксперимент регионального масштаба
По данным авторов письма, после перехода на новую систему оплаты труда 47 процентов учителей стали получать меньшую заработную плату.
Предполагалось, что индивидуальные расчеты для каждого педагога будут благом - уходом от уравниловки, поощрением учителей-лидеров. Месячный заработок по новой системе состоял из собственно зарплаты, привязанной к числу учеников в классах, и стимулирующих добавок, на что школе шло 30 процентов из фонда оплаты труда.
Такая схема реализуется в области, вошедшей - в числе 21 региона - в пилотный проект комплексной модернизации образования.
Схемы новой системы оплаты труда для каждого региона были разными. И далеко не все участники проекта перешли на новые расчеты сразу для всех образовательных учреждений, как в воронежском регионе. В большинстве областей определили ограниченное число школ, участвующих в эксперименте, - чтобы посмотреть на деле, что из этого выйдет. Кстати, такая возможность была предоставлена регионам Министерством образования и науки РФ.
Обратимся к цифрам. В школе № 35 Ленинского района Воронежа учителя начальных классов в среднем стали получать с сентября по 4994 рубля, в средних и старших - 4447. В школе № 63 и того меньше - 4200 и 3837 рублей соответственно. До этого их зарплата составляла сумму до пяти тысяч рублей - педагоги ничего не выиграли. В целом по области увеличенные зарплаты начали получать только учителя начальных классов, которым определили повышенные коэффициенты, да преподаватели гимназий и лицеев, где занимается большое число детей. Разница определялась статусом - подразумевалось, что в инновационных образовательных учреждениях успешно внедряют передовые методики, большинство учителей имеют звания отличников образования и даже заслуженных. Но при этом никто не обращал внимания на тот факт, когда педагог с аналогичными заслугами работает в обычной школе - и его услуги оплачиваются в полтора раза меньше.
Еще с 2006 года образовательные учреждения перешли на подушевое финансирование. Чем больше ребят в классах, тем богаче школа. На снижение качества, которое неизбежно при избыточном количестве детей на уроках, никто как будто не обратил внимания. Может, потому, что многие из старшего поколения учились именно в переполненных классах, и тогда не считалось, что 40 "душ" под надзором одного преподавателя успеют усвоить всю программу?
Педагогический протест
Обиженные малой зарплатой учителя воронежской школы № 11 имени Пушкина обратились в надзорные органы - по вопросу законности новой системы оплаты труда. Прокуратура провела проверку и установила, что постановление городской Думы вынесено с нарушением требований статьи 114 Трудового кодекса РФ, статьи 53 Федерального закона № 131, в связи с чем протест был принесен мэру Борису Скрынникову. Но порядок начисления зарплат пока так и не изменился.
Надзорные органы сослались на законодательство: учитель ведет работу по предмету независимо от наполняемости классов. В типовом Положении об образовательном учреждении, утвержденном правительством в марте 2001 года, так прямо и написано, что предусмотрена возможность комплектования классов меньшей наполняемости при наличии условий и средств. А что касается сельских малокомплектных школ, где много учеников не может быть по определению, там же оговорено, что наполняемость классов определяется исходя из потребностей населения.
Вспомнили учителя и отмененную Единую тарифную сетку, которой ранее не все были довольны по причине уравнивания в правах педагогов-новаторов и остальных. Ее место заняли индивидуальные расчеты на каждого, но без соблюдения установленных федеральным законодательством норм рабочего времени (за ставку). При этом и гарантированных размеров ставок за эту норму тоже не было установлено, что точно так же противоречило статье 333 Трудового кодекса РФ и постановлению правительства страны от 3 апреля 2003 года. Эксперимент экспериментом, но этих нормативных актов никто не отменял.
Не приживается среди учителей и практика распределения учебных предметов по группам сложности: учителя физкультуры или рисования не считают, что они меньше выкладываются на уроках, чем их коллеги по русскому языку или алгебре, или их предмет чем-то хуже. А если говорить официальным языком, то "реализация общеобразовательных программ направлена в первую очередь на решение задач формирования общей культуры личности ребенка, адаптации его в обществе, на создание основы для сознательного выбора и освоения в дальнейшем профессиональных образовательных программ". Не согласны учителя и с тем положением, что при расчете зарплаты не учитывается уровень образования и стаж педагогической работы. В расчет берется только квалификационная категория, а если таковой нет, то не применяются и повышающие коэффициенты.
Минимум и максимум
Таким образом, за полгода все плюсы и минусы новой системы оплаты труда в учительских кругах обсудили вдоль и поперек и вынесли вердикт, что не во всех школах эксперимент состоялся. Положительно расценивают нововведения в крупных школах, где учителя стали в среднем получать больше 9 тысяч рублей, но со счетов нельзя сбросить недовольство учителей 47 процентов школ области, которые не выиграли, а проиграли.
Малокомплектные школы через прокуратуру добились, чтобы их финансирование шло в соответствии с Законом об образовании РФ, то есть по фактическим затратам. Зарплату их учителям нельзя рассчитывать "под общую гребенку" - скорей всего, нужно применять специфическую систему оплаты труда с учетом особенностей работы педагогов. Их, кстати, немало - одна треть от общего количества учительства области. Сегодня зарплата смехотворно мала - 2400-2600 рублей в месяц.
В обиде остался и обсуживающий персонал школ. Так совпало, что с сентября прошлого года, одновременно с новой системой оплаты труда учителей, была введена повышенная, до 2399 рублей, минимальная оплата труда. А денег на повышение не заложили. Зачем, спрашивается техничке или дворнику работать на полторы ставки, если им не светит повышение? А увеличить штат директорам школ не хочется - накладно получится.
Детские сады на новую систему оплаты труда не перешли, зарплату считают по старой ЕТС. И надтарифный фонд, откуда можно премировать за ударный труд, остался прежним, 25-процентным. Но поощрять педагогов из него не получилось - средства фонда пошли на добавочные платы няням, дворникам, поварам. Иначе убегут от минимальной зарплаты.
Сколько же учителя должны получать? Председатель обкома профсоюзов работников образования Тамара Бирюкова убеждена, что не менее 25 тысяч рублей. Опрос самих учителей показал их крайнюю скромность - они согласны обучать и за 10 тысяч. Но новая система оплаты труда надежды всех не оправдала, и Тамара Андреевна убеждена, что к началу следующего года положение все равно изменится. А согласятся ли учителя ждать оставшиеся полгода? В конце концов, эксперимент пилотный, и, если не все получается гладко, нельзя ли внести коррективы по ходу дела, не дожидаясь социального взрыва педагогов? Тем более, что в письме Минобрнауки РФ сказано, что регионы могут вносить изменения в новую систему.
Тем временем
Сегодня на сессии Липецкого областного совета депутаты намерены увеличить на четырнадцать процентов оклады врачам, учителям и работникам других организаций, которые финансируются из областного бюджета. Тарифная ставка первого разряда устанавливается в размере 1605 рублей. На эти цели из областного бюджета планируется выделить 726,4 миллиона рублей. Также с завтрашнего дня на те же четырнадцать процентов будут повышены должностные оклады государственным и муниципальным служащим области, техническому персоналу органов государственной власти региона и работникам архивов. На это потребуется еще свыше 250 миллионов рублей. То есть, в целом, нужен почти миллиард рублей, ранее незапланированный в региональном бюджете на 2008 год. Поэтому область в этом году путем выпуска облигационного займа возьмет в долг не пятьсот миллионов рублей, как планировалось при принятии регионального бюджета, а полтора миллиарда. Вообще-то, фонд оплаты труда бюджетников, государственных и муниципальных служащих региона "прибавляет в весе" ежегодно: в 2006 году он занимал в консолидированном бюджете области одну треть, в 2007 году - около сорока процентов, а в 2008-м, с учетом повышения зарплаты, 47,2 процента.
|