Быстрее, больше, сильнее… Это требования, которые предъявляет нам современная действительность. В век высоких скоростей и напряженного ритма жизни профессия водителя является одной из самых востребованных и популярных. Условия труда людей данной профессии оставляют желать лучшего. А ведь цена несоблюдения требований и норм – подорванное здоровье, профессиональные заболевания.
По данным территориального отдела Управления Федеральной службы Роспотребнадзора в 2007 году численность работающих водителей в городах Краснотурьинске, Карпинске и Волчанске - 981 человек. Большое количество рабочих мест водителей не соответствует санитарным правилам.
Каким образом контролируются условия труда водителей?
Рафис Маматов – специалист-эксперт Краснотурьинского территориально отдела УФС Роспотребнадзора:
«Согласно санитарным правилам по гигиене труда водителей автомобилей №4616-8 службы охраны труда предприятий и организаций, имеющих автомобильный транспорт, обязаны проводить выборочную оценку условий труда. Отсутствие паспортов свидетельствует о неудовлетворенной организации производственного лабораторного контроля за условиями труда водителей».
Начиная с октября 2007 года, Краснотурьинским Территориальным отделом Управления Федеральной службы Роспотребнадзора в адрес организаций и предприятий были направлены запросы по состоянию условий труда водителей автотранспортных средств, по результатам которых бы проведен анализ. Согласно существующим данным в городах Краснотурьинске, Карпинске, Волчанске количество единиц автотранспортных средств - 901, из них 611 грузовых и 290 пассажирских транспортных единиц.
Рафис Маматов:
«Количество рабочих мест водителей, не соответствующих санитарным правилам, составляет 303, из них 85% рабочих мест не соответствует по показателю «шум на рабочем месте водителя», 13% рабочих мест не соответствуют по показателю «Общая вибрация» и 2% по показателю «Локальная вибрация».
К одному из самых неблагоприятных производственных факторов относится шум в кабинах автомобилей. С возрастанием скорости движения и изношенности автомобиля шум увеличивается. Вследствие этого у водителей снижается слуховая чувствительность, происходит изменение сердечно-сосудистой, эндокринной, центральной и вегетативной нервных систем.
При несоблюдении некоторых параметров - уровня вибрации, уровня производственного шума, влияния вредных и опасных веществ, таких как керосин, бензин, мазут - может развиться нарушение функций опорно-двигательного аппарата, могут появиться опухоль кожи и другие новообразования.
Рафис Маматов:
«Пока не все предприятия предоставили информацию по условиям труда водителей автотранспортных средств, а из представивших не все предприятия проводили производственный лабораторный контроль на рабочих местах водителей автотранспортных средств. Поэтому число водителей и транспортных средств, возможно, как и число рабочих мест, не соответствующих санитарным нормам и правилам, намного выше».
По результатам проводившихся проверок юридических лиц, на балансе которых имеется автотранспорт, на всех предприятиях были выявлены нарушения санитарного законодательства.
Рафис Маматов:
«Основные нарушения встречались практически на всех предприятиях: юридическим лицом осуществляется лабораторный контроль не в полном объеме, либо вообще не проводился в 2007 году на рабочих местах водителей. Для соблюдения правил личной гигиены водители не имеют в автомобиле моющие средства. Водители, имеющие контакт с различными маслами, лакокрасочными материалами не обеспечены защитными мазями и пастами в соответствии с ГОСТ «Средства дерматологические защитные».
Одним из основных нарушений на предприятиях является привлечение к сверхурочным работам водителей, стаж вождения которых менее трех лет или возраст выше 55 лет. Чистота, организация и длительность внутрисменных перерывов не указывается в путевом листе, нарушаются сроки прохождения обязательных периодических медицинских осмотров. По результатам проверок в адрес предприятий были выданы предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил.
Рафис Маматов:
«Хочу предупредить всех руководителей организаций и предприятий, что ежегодно 2 раза в год мы будем продолжать сбор информации по условиям труда водителей».
|