|
|
|
20 июня рабочие и научные работники Ярославской археологической экспедиции прекратили работы на раскопе у церкви Николы Рубленый город. Причина стачки - задержка заработной платы, отсутствие трудовых договоров и плохие условия труда.
В течение 12-ти лет сотрудники расположенных в церкви реставрационных мастерских и жители близлежащих аварийных домов воевали с разнообразными застройщиками, посягавшими на участок земли в древнейшей части города: писали открытые письма, судились, останавливали руками бульдозеры, разбирали заборы вокруг стройплощадки. Однако в конечном итоге победил капитал в лице ООО «Большие соли» (компания - производитель минеральной воды, владеющая также фешенебельным СПА-отелем в пос. Некрасовское). Впрочем, по имеющейся у нас информации, настоящим заказчиком строительства является некая московская бизнес-структура, а «Большие соли» выступают в роли подрядчика. Ныне в десятке шагов от разрушающегося памятника полным ходом идут строительные работы. Двухэтажный особняк уже практически достроен, а рядом с ним планируется ещё одна стройка. Вот там то, на месте древнего городского вала, и работают археологи.
Всего на раскопках трудится 45 человек - в основном студенты ярославских и ивановских ВУЗов. Руководит исследованиями Институт археологии РАН, оплачивают - «Большие соли». Впрочем, «оплачивают» - это сильно сказано. Работа на раскопе каторжная. Трудиться приходится в любую погоду: и под палящим солнцем, и в дождь, и даже зимой (в прошлом году раскопки у Митрополичьих палат завершились аж в декабре). И за все про все - 450 руб. в день, да и то если выполнена норма. «Мы должны выкапывать то количество квадратов, сколько человек на раскопе, - говорит один из участников забастовки, активист «СоцСопра» тов. Т. Р., - Если норма не выполняется - урезают зарплату». Выполнение нормы зависит от многих факторов - это и состав грунта, и наличие в нем древних конструкций. Ведь археолог - не землекоп, ему приходится орудовать не только заступом, но и кисточкой, и саперной лопаткой. Однако на норму выработки и зарплату это никак не влияет.
Есть у работников и другие претензии - со студентами до сих пор не заключены трудовые договора (хотя работы ведутся уже месяц), трапы, по которым из почти трехметровой ямы выносится земля, дышат на ладан, нету даже вагончика, где можно переодеться, не говоря уже о душевой. В общем, по всему видно, что ООО «Большие соли» плевало не только на сохранность федеральных памятников, запреты ЮНЕСКО и протесты общественности, но и на археологов, которые своими раскопками только тормозят строительство.
Терпение чернорабочих науки лопнуло 20 июня около 13.00. Выдать зарплату им обещали ещё в понедельник 16-го, затем в среду. В пятницу на раскоп приехала гендиректор ООО г-жа Беляева и заявила, что денег археологам не видать до середины следующей недели, т.к. она не знает в каком банке их снять (?!). Однако ответ бизнес-леди получила весьма неожиданный. Ей было заявлено, что по решению трудового коллектива работы на раскопе прекращаются. В понедельник рабочие явятся на раскоп к 9.00 и будут ждать выдачи зарплаты. Если денег не будет - забастовка продолжится. По словам археологов, дама так опешила, что не смогла вымолвить не слова. После обеда на глазах у директорши археологи покинули место работы. Штрейкбрехеров не было. В заключение добавим, что в стачке принимают участие трое наших товарищей, активистов «СоцСопротивления». Борьба продолжается.
|