|
|
|
18 июня в Москве прошел круглый стол, посвященный интеграции иммигрантов в российское общество и проблеме формирования этнических гетто на территории российских городов. В ходе обсуждения собравшиеся специалисты пришли к выводу, что наше достаточно либеральное законодательство в области регулирования потоков иностранной рабочей силы работает неэффективно, особенно это касается существующего механизма квот. Чиновники признались, что у них нет реальных рычагов управления миграционными потоками, и они не могут даже сосчитать, сколько в Москве иммигрантов.
Сам круглый стол был организован по инициативе Совета Федерации. Тема обозначалась как «Миграционная политика в России: интеграция или «чайнатауны». В дискуссии принимали участие: заместитель председателя Объединенной Комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации РФ Владимир Слуцкер; председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики г.Москвы Алексей Александров; директор Центра этнополитических и региональных исследований Института социологии Российской академии наук (РАН) Владимир Мукомель; декан факультета повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного РУДН Татьяна Балыхина.
По мнению собравшихся, существует два пути взаимодействия коренного населения той или иной территории с иммигрантами, либо иностранцы интегрируются в местное сообщество, принимая все его нормы поведения и язык, либо они живут в отдельных специальных районах, как например те же китайские «чайнотауны». Естественно большинство стран, в последнее время столкнувшихся с проблемой миграции, идут по первому пути. Где-то более ли менее успешно, как, например, в Англии или менее - как например, во Франции и США. Практика же создания специальных зон для иммигрантов известна в Саудовской Аравии. Там рабочие живут во временных поселениях и на работу добираются на служебном транспорте. Контакты с местным населением сведены до минимума. Получить гражданство и остаться в стране навсегда, весьма трудно.
На данный момент в России нет никакой четкой политики по этому вопросу. Очевидно, что во многих крупных городах начинают формироваться районы, существенную долю населения которых составляют иммигранты. Никаких серьёзных массовых программ по интеграции иностранцев в российское общество нет. Большая часть приезжих не знает русского языка. Культурные различая часто приводят к конфликтам с местным населением. В обществе растет уровень ксенофобии и социальной напряженности.
Участники круглого стола ничего нового по этому вопросу не сказали. Основное их предложения сводилось к тому, что все приезжие, кто хочет работать в России, должны сдавать экзамен по русскому языку. Сейчас эта идея воплощается в соответствующий закон, разрабатываемый профильным комитетом Совета Федерации.
Больше дискуссий вызвал сам механизм привлечения иностранных рабочих. «Наше миграционное законодательство – самое либеральное в Европе и гораздо либеральнее принятого в США и Канаде, – напомнил Алексей Александров – Для того, чтобы встать на миграционный учет, прибывающим в Москву требуется три дня при минимуме документов. Анализ ситуации с проблемой миграции показывает, что механизмы квотирования трудовой миграции сегодня просто не работают. У нас нет четкой картинки, сколько иностранцев из безвизовых государств в настоящее время находится на территории Российской Федерации. В 2007-м году в Москве было зарегистрировано 1 миллион 700 тысяч мигрантов, которые въехали и встали на учет. 640 тысяч иностранных граждан получили право на работу. Однако при этом у нас нет никаких сведений о том, где проживают и работают 300 тысяч из них. У нас принят уведомительный характер получения права на работу для мигрантов. Иностранец получает на руки разрешительные документы, и дальше у нас нет механизмов контроля за его дальнейшей деятельностью на территории Москвы».
Основной провал этого механизма квотирования заключается в том, что заявки на привлечение рабочей силы подает работодатель, а разрешение на работу получает сам работник. То есть за счет этих заявок формируется только общее количество людей, которых необходимо привлечь, при этом даже их специальность в итоге не учитывается. Например, строительная компания пишет, что ей нужно 100 каменщиков и 20 электриков из Таджикистана, то есть всего 120 человек. Допустим эта и будет та самая квота. Только разрешение на работу получат не каменщики и электрики, а те, кто первый обратиться в миграционную службу, например 120 дворников. В итоге работодатель так и не получает необходимых ему рабочих.
Чтобы ликвидировать этот абсурд Правительство Москвы разработало ряд поправок в более чем десять федеральных законов. В первую очередь, их разработчики предлагают увеличить ответственность работодателя, который должен обосновать необходимость привлечения иностранного работника. К примеру, директору московского предприятия придется доказать, что в банке вакансий нет очереди на эти места из москвичей, жителей Подмосковья, Центрального федерального округа, россиян вообще, и только после этого получить разрешение на привлечение иностранных рабочих. Ну и конечно, как уже было сказано, квоты станут более жестко увязаны с потребностями рынка. Иностранцы будут привлекаться на конкретные предприятия с учетом их квалификации.
|