О том, что уже в ближайшее время работники бюджетной сферы перейдут на новую систему оплаты труда, давно говорится. Но прежде чем она начнет действовать, необходимо устранить некоторые «перекосы» в законопроекте (постановление Правительства РФ № 605) и внести существенные поправки в документ. Об этом рассказал председатель Профсоюза работников здравоохранения РФ Михаил КУЗЬМЕНКО, с которым мы поговорили об итогах очередной встречи замминистра здравоохранения и социального развития РФ Александра САФОНОВА с руководством Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы.
ПОСПЕШИЛИ…
В начале нашей беседы Михаил Кузьменко напомнил, что необходимость реформы, которая позволила бы справедливо дифференцировать уровни оплаты труда в зависимости от должностной категории работника, назревала на протяжении нескольких лет. Чуть меньше года назад вышло постановление Правительства РФ № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». По словам Михаила Михайловича, изначально основную часть работы над законопроектом правительство взяло на себя, фактически не привлекая профсоюзы, и допустило в документе ряд недочетов.
- Здесь сказалась и спешка в подготовке закона, сроки введения которого были поставлены жестко, - рассказывает глава Профсоюза работников здравоохранения РФ. - Весной 2008 года планировалось закончить разработку необходимых документов, а с июня постановление должно было вступить в силу, при том, что основные подходы еще не были разработаны. А ведь это огромнейшая подготовительная работа, которую сложно делать в такой спешке.
В результате законопроект получился в своей структуре противоречивый, в связи с чем на минувшем совещании заместителя министра здравоохранения и социального развития РФ Александра Сафонова с руководством Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы последние выступили с предложением внести определенные правки и коррективы в редакцию документа.
ПОДМЕНА СМЫСЛОВ
Как отметил Михаил Кузьменко, негодование профсоюзов вызвала своего рода подмена понятий, когда после внесения очередных поправок в документе появился новый термин – «минимальный оклад», вместо «базовый оклад». Такой формулировки как «минимальный оклад» нет в законодательстве, в то время как понятие «базовый оклад» утверждено Правительством РФ, что само по себе дает больше гарантий, ведь именно на базовом окладе и была основана Единая тарифная сетка. Что такое базовый оклад? Михаил Михайлович пояснил, что это фактически точка отсчета - устойчивый оклад бюджетника, который устанавливается по каждой квалификационной группе, и уже к этому окладу прибавляются компенсационные, стимулирующие и другие выплаты. Меньше базового оклада никто не должен получать, больше - пожалуйста.
- Я обратился к Александру Сафонову с предложением пойти на компромисс, - продолжает Михаил Кузьменко. - В течение переходного периода, пока мы будем вводить данную систему, в качестве временных мер следует оставить минимальные оклады по всем уровням квалификационных групп. Посмотрим, как это пройдет, а уже потом установим базовые оклады.
От лица профсоюзов Михаил Михайлович выразил надежду, что базовый оклад все-таки вернется на свои позиции и его идеологические основы сохранятся.
Михаил Кузьменко сообщил, что еще одним серьезным поводом для дискуссий стала замена в тексте постановления термина «типовое положение» на «примерное положение», что бесспорно отражается на его смысле.
Минимальный размер оклада бюджетного работника, согласно его должности и квалификации, везде должен быть одинаковым, типовым. Поэтому важно подготовить соответствующие положения об оплате труда, которые дают человеку эти гарантии. Термин «примерное положение», по словам Кузьменко, в своей сути предполагает нечто необязательное, приблизительное, тогда как типовое - это единый стандарт, который не просто рекомендует, а гарантирует работнику федерального бюджетного учреждения установленную законом оплату его труда.
СИСТЕМА ГАРАНТИЙ
Пока на стадии согласования находится перечень компенсационных и стимулирующих выплат, который, по мнению Михаила Михайловича, тоже является важным аспектом новой реформы. Речь идет об установлении справедливого соотношения постоянной части заработка и дополнительных надбавок к нему, то есть необходимо, чтобы на «экономической чаше весов» перевесил оклад. Как подчеркнул Кузьменко, сегодня у тех, кто работает по тарифной сетке, основной оклад составляет приблизительно 40%, а 60% - различные надбавки. Дополнительные выплаты - это всегда нечто зыбкое и временное, поэтому так важно иметь гарантированный оклад, который должен быть не менее 60%.
Говоря об итогах заседания, Михаил Кузьменко добавил, что в рамках данной встречи профсоюзы выразили глубокое убеждение в необходимости утверждения коэффициентов по уровням квалификационных групп - в качестве дополнительной системы гарантий. Ведь во многих бюджетных отраслях труд работников настолько многообразен и специфичен, что его невозможно оценить только в рамках базовых окладов. Для этого разработчикам законопроекта следует четко определить и проработать каждый уровень и по каждому из них установить определенные типовые положения.
ЗАРПЛАТА, РАСТИ!
На вопрос о том, когда новая система оплаты труда начнет реально работать, Михаил Михайлович ответил так:
- Система должна была начать действовать с 1 декабря 2008 года, но осталось еще слишком много нерешенного. Я сомневаюсь, что механизм заработает так скоро, но это мое личное мнение, и я буду только рад, если ошибусь.
Бюджетников, прежде всего, интересует денежная сумма, которая полагается за их труд, а уж потом модель, по которой государство начисляет эти выплаты. Работники социальной сферы по-прежнему задаются главным вопросом: а вырастут ли их зарплаты? Ответ профлидера обнадежил:
- В каждом учреждении фонд заработной платы будет увеличен на 30% . Если брать усредненно, каждый должен будет получить на 30% больше – это будет основной оклад, плюс стимулирующие выплаты. Автор: Костина Светлана
|