|
|
|
В последние годы России остро не хватает рабочих рук. Где их взять? Об этом шла речь на «круглом столе» в Рособразовании.
В его подчинении 239 учреждений начального профобразования и 805 среднего. Они готовят кадры для экономикообразующих отраслей и оборонной промышленности. Большая часть всех училищ, лицеев, колледжей, техникумов переданы в ведение субъектов Федерации, так как они ориентированы на местные рынки труда. Несмотря на то что такое разделение позволило сделать подготовку более эффективной и привлечь местные власти к проблеме подготовки, ситуация с «синими воротничками», как называют рабочих на Западе, катастрофическая. Дефицит рабочих рук составляет 40 процентов.
Евгений Бутко, заместитель руководителя Федерального агентства по образованию:
- Многие работодатели говорят: рабочих нет потому, что разрушена система начального и среднеспециального образования. Это миф, она не разрушена. Для планомерного воспроизводства кадров подготовка должна быть двухуровневой - учеба в учреждении образования и непосредственно на производстве. Как это, между прочим, было в СССР. Даже в самые лучшие годы ПТУ и техникумы обеспечивали предприятия новыми кадрами только на 18 процентов. Все остальные проходили подготовку в учебно-производственных комбинатах, которые существовали при фабриках или заводах. Срок обучения составлял от 3 месяцев до года.
Сегодня система мощных учебно-курсовых комбинатов осталась только у «Газпрома» и РЖД. Остальные работодатели, а это на 99 процентов частные компании, надеются на училища, колледжи и участвуют в подготовке кадров, лишь платя налоги в бюджет.
К сожалению, новый менеджмент большинства производителей вкуса к подготовке кадров не имеет. Потому что никогда не знал, что это такое. Пока что менеджеры поняли: квалифицированные рабочие руки им нужны. А что делать дальше? Должен быть разработан механизм, который мотивировал бы работодателей к участию в обучении кадров. Можно списывать с налогооблагаемой базы расходы, которые затратило предприятие на обучение. Или обязать работодателя возмещать училищу или лицею часть расходов - либо ты учишь сам, либо компенсируешь расходы тому, кто это делает для тебя.
Нацпроект «Образование» дал колоссальный толчок для развития нашей системы. В том числе чтобы заинтересовать работодателей в подготовке кадров. За два последних года в проекте участвовали 148 колледжей, лицеев, училищ и техникумов, они получили, победив в конкурсе, 3,6 миллиарда рублей на покупку нового оборудования, переобучение педагогов и подготовку методических материалов. Одним из важных условий выделения средств было софинансирование со стороны работодателя-предприятия или местных властей.
Иначе должны работать в рыночных условиях отраслевые профсоюзы. На Западе они заставляют работодателя повышать квалификацию своих работников - отправлять их на курсы, тренинги. После повышения квалификации рабочему обязаны поднять зарплату. А у нас профсоюзы не желают и слышать об этом.
Сергей Петухов, директор Липецкого металлургического колледжа №10:
- Наш колледж готовит кадры для Новолипецкого металлургического комбината. Каждый год туда приходят 400 наших выпускников. В этом году на специальности, связанные с металлургией, автоматизацией, обслуживанием информационно-вычислительной техники, был конкурс 3-4 человека на место. Всем учащимся комбинат доплачивает к обычной стипендии от 500 до 1000 рублей. Плюс еще 3500 за время практики на предприятии. Выпускник колледжа получает в среднем 20 тысяч в месяц, а если он во время учебы работал по ученическому договору, то выплачиваются подъемные - от 14 до 17 тысяч рублей. В 90 процентах случаев есть возможность направить выпускника на работу именно на тот участок, где он проходил практику. Есть система материальных стимулов для тех, кто вернулся на предприятие после армии.
Мы выяснили, что, по мнению работодателя, должны знать и уметь рабочие, которые приходят на комбинат. Предпочтение отдается тем, кто овладел смежными профессиями. Сантехник с разводным ключом уже не нужен. Требуется сантехник, который овладел основами электрики, сварщик, который может работать стропальщиком. Мы подготовили модульные программы, обучили педагогов и закупили комплекс новейших лабораторий, которые позволяют освоить даже не две, а сразу четыре специальности: электрик, пневматик, гидравлик, киповец - специалист по контрольно-измерительным приборам. Ребятам это очень интересно.
Сегодня власть, бизнес и образование должны уметь договариваться друг с другом.
Алексей Шебанов, директор Железногорского горно-металлургического колледжа, Железногорск, Курская область:
- Последние три года у нас есть конкурс на технические специальности, а вот «бухгалтерский учет», «менеджмент» у ребят уже непопулярны. Вступительные экзамены проводим в виде тестов - разработали сами, опираясь на ЕГЭ, и тоже оцениваем по 100-балльной системе. По нацпроекту «Образование» в колледж инвестировано 116 млн рублей. Горно-обогатительный комбинат «Михайловский», для которого мы в первую очередь готовим кадры, помог открыть в колледже инновационный ресурсный центр, шесть новейших лабораторий, в том числе сварочная, пневматики, гидравлики, автоматизированных систем управления.
Сейчас разрабатываем так называемые региональные компетенции: пытаемся узнать, что работодатель хочет от нас получить. Ведь нередко образовательные стандарты далеки от реалий. Мне работодатель говорит: увеличьте количество часов, скажем, на кипавтоматику или теплотехнику, но в стандарте часов на них выделено мало. Так вот, за счет регионального компонента, факультативов, дополнительных занятий мы переработали 18 рабочих программ.
Мне кажется, надо больше внимания уделять социальной защищенности наших учащихся. Стипендия в колледжах должна быть хотя бы 600-700 рублей, чтобы хватало на обеды.
Анатолий Елистратов, начальник отдела учреждений среднего и начального профессионального образования Федерального агентства по образованию:
- Сейчас в Москве мастер на стройке получает 60 тысяч рублей, а кто работает? Гастарбайтеры! Зарплата директора столичного ПТУ - от 80 до 110 тысяч рублей, но училища-то все равно не комплектуются полностью. Дело не только в деньгах. Нужна комплексная система мер органов власти - и федеральных, и на местах, бизнеса, образования и работодателей.
Выпускники учреждений начального и среднего профобразования - потенциальные кадры для армии. Она комплектуется за счет училищ, колледжей и техникумов. И парень, вместо того чтобы пойти на предприятие к станку, не отработав ни дня, идет служить. Шансов, что он вернется на предприятие, почти нет. Да и возвращаться некуда, человека же ничего не держит! Иногда забирают даже со второго курса. Надо вернуться к прежней системе, когда выпускникам давали год отсрочки - именно для того, чтобы закрепиться на производстве. Идеальная цепочка выглядит так: училище - предприятие - армия - возвращение на рабочее место. Нужна система сопровождения кадров - от приглашения в училище до наставничества на производстве. Квалифицированный рабочий - штучный товар.
Какие рабочие особенно требуются на рынке труда
для машиностроительной отрасли: станочники, слесари, электромонтеры, монтажники, электрогазосварщики;
для строительной отрасли: плотники, каменщики, отделочники, арматурщики, бетонщики, кровельщики.
Григорий Балыхин, председатель Комитета Госдумы по образованию, высказал свое мнение по поводу проекта программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годах». И согласился не со всеми пунктами.
Напомним, что проект программы в начале сентября обсуждался на коллегии минобрнауки, в начале октября он будет представлен на рассмотрение правительства России. Программа, бесспорно, носит чуть ли не революционный характер, изменения будут касаться всех ступеней образования - от дошкольного до высшего профессионального. Самый уязвимый пункт - колледжи, училища, техникумы. Нет четкого ответа на вопросы: нужны ли их выпускники инновационной экономике, и если нет, то что делать с этими учебными заведениями? Программы прикладного бакалавриата, близкие по содержанию к программам техникумов, достанутся после реформы институтам. А училища и колледжи «часть образовательных функций», как говорится в программе, должны будут отдать школе. Кто будет готовить рабочих?
На своей пресс-конференции Григорий Балыхин признал, что в программе есть перекос: «Я сам выпускник техникума, учился 4 года и 6 месяцев и понимаю, какие глубокие знания я получил. Потом учился в Университете дружбы народов и специальность изучал 4 года, меньше, чем в техникуме. Считаю, что нам нужны техникумы, колледжи, и экономика в них нуждается. Думаю, в проект будут внесены изменения».
Что касается нормативов подушевого финансирования (оно будет базироваться не на затратах учебного заведения, а на его потребностях), Балыхин разъяснил: «В России 31 регион участвует в эксперименте по подушевому финансированию. И успешно, зарплата педагогов выросла в полтора раза. Остальные регионы выберут себе ту модель, которая им наиболее подходит. Из федерального бюджета никаких дотаций на зарплату не будет».
В ближайшее время депутаты рассмотрят четыре законопроекта, касающихся сферы образования: «О деятельности федеральных университетов», «О расширении перечня учреждений дополнительного образования детей», «О льготном поступлении в вуз призеров олимпиад», «О статусе стройотрядов». Наибольший интерес у журналистов вызвал первый законопроект - о федеральных университетах. Григорий Балыхин прокомментировал: эти вузы получат право разрабатывать образовательные стандарты, в них вводится должность президента, будет утверждаться попечительский совет, ректора не выберут, а назначат на 5 лет. Вузам разрешено заниматься коммерческой деятельностью. Раз в год университеты обяжут публично отчитаться. Автор: Ивойлова Ирина
|