|
|
|
Несмотря на обилие заказов, на «Красноярском заводе тяжелого машиностроения» вновь появилась задолженность по заработной плате. А 24 сентября суд рассмотрит дело о банкротстве предприятия.
ПРЕДЫСТОРИЯ
В последние два года о «Красноярском заводе тяжелого машиностроения» (КЗТМ) часто упоминается в профсоюзной прессе. В августе 2006 года на предприятии образовалась первичная организация профсоюза машиностроителей. Поводом к ее созданию стали тяжелые условия труда на заводе и многомесячная невыплата заработной платы.
Сначала обязанности председателя профкома первички КЗТМ исполняла лидер Красноярской организации Профсоюза машиностроителей РФ Валентина Кривоносова. Затем председателем завкома была избрана начальник административно-хозяйственного отдела предприятия Елена Вундер.
По инициативе профсоюза был проведен ряд встреч с представителями администрации края, прокуратуры, работодателя... Рабочие просили помощи, требовали эффективного вмешательства в ситуацию, дважды объявляли пикет, обращались с открытыми письмами к губернатору Красноярского края и к президенту РФ. Наконец, в мае 2007 года работники КЗТМ решились на голодовку.
К счастью, тогда эта крайняя мера не понадобилась. Усилия профсоюза принесли свои плоды, и долги по зарплате стали выплачиваться. К январю нынешнего 2008 года собственник предприятия Ашот Тумасян (проживающий, кстати, в Москве) полностью расплатился с рабочими.
НОВЫЙ ВИТОК
Однако уже в мае выплата заработной платы опять была приторможена. По информации профкома КЗТМ, майская зарплата получена только в августе. 15 сентября погашена задолженность за июнь. Таким образом, неоплаченным остается июль, плюс к тому не погашены больничные листы и не выплачены отпускные. Текущая задолженность - за июль - составляет 9,2 млн рублей. Августовские же деньги пока за скобками: официально этот долг еще не долг; последний срок его выплаты - 25 сентября. Кроме того, приостановлены обязательные отчисления в социальные фонды.
- Мы периодически разговариваем с собственником предприятия Ашотом Тумасяном, техническим директором Дмитрием Саловым, который фактически руководит заводом. Они обещают выплатить долги... на следующей неделе, - рассказывает председатель крайкома профсоюза машиностроителей Валентина Кривоносова.
Но неделя эта так и не наступает... Не дают пока результата и обращения в Рострудинспекцию и прокуратуру. Работодатель ограничивается лишь прилежной выплатой назначаемых этими организациями штрафов.
На днях министр промышленности и энергетики края Денис Пашков проводил совещание, на котором рассматривалась ситуация на КЗТМ. А 24 сентября состоится заседание суда, где будет решаться вопрос о признании предприятия банкротом.
КОЛДОГОВОРА НЕТ, АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПРОФСОЮЗ ЕСТЬ
Ситуация осложняется тем, что при наличии на предприятии профорганизации там до сих пор нет коллективного договора. А работодатель упорно уклоняется от ведения переговоров по его заключению. Тоже долг, между прочим!
- Как только мы организовали на заводе первичку, - продолжает Валентина Кривоносова, - то сразу подняли вопрос о коллективном договоре, потому что там буквально все можно обговорить: сроки выдачи зарплаты и аванса, условия труда, отношения с профсоюзом... Но пока встречаем отказ. В результате - раз нет колдоговора с соответствующей строчкой! - нам даже официальной информации в письменном виде не предоставляют. Все данные о КЗТМ черпаем со слов - либо собственника, либо технического директора...
Разумеется, воспользовавшись тем, что уклонение от участия в переговорах по заключению колдоговора является злостным нарушением российского трудового законодательства, профсоюз обращается в прокуратуру. Та, в свою очередь, аккуратно выносит работодателю строгие представления «об устранении выявленных нарушений», которые работодатель так же аккуратно складывает в папочку.
- По-видимому, - замечает Валентина Кривоносова, - им очень не нравится, что на заводе действует профсоюз. Более того, там даже создан альтернативный, «независимый» профсоюз, то есть - независимый от краевой организации. Сейчас в нем состоят пять человек. У этого профсоюза есть свой стенд, а его участникам обещаны всяческие льготы, однако его ряды по-прежнему немногочисленны...
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Всего на ООО «Красноярский завод тяжелого машиностроения» работают порядка 370 человек. Из них 200 состоят в первичной организации профсоюза машиностроителей. Показательно, что профвзносы здесь - в частности, из-за перипетий с выплатой зарплаты - собираются наличными.
Профсоюз является инициатором ведущихся ныне переговоров о скорейшем погашении долгов по зарплате. К процессу подключилась Федерация профсоюзов Красноярского края. А на самом КЗТМ регулярно проходят заседания профсоюзного комитета.
- В последнее время на заводе набрали заказов, - рассказывает председатель профкома КЗТМ Елена Вундер. - Так что люди работают, бывает, и в выходные, и по вечерам. Завод не простаивает. Но долго так продолжаться, конечно, не может... Нам всегда говорят, что мы будем жить лучше: дескать, потерпите еще немного, и деньги появятся... Сейчас вот технический директор Дмитрий Салов уехал на «БелАз» заключать договоры и обещал, что, когда вернется, как раз накануне нашего профессионального праздника - Дня машиностроителя, выплатит часть задолженности за июль... Коллектив пока ждет. Автор: Ненина Александра
|