Более трехсот сотрудников госпредприятия «Новосибирский опытный завод измерительных приборов» уже который месяц трудятся в долг, не получая ни копейки. К сожалению, хозяин завода - государство - пока платит работникам лишь обещаниями. В связи с реорганизацией правительства и созданием Министерства промышленности и торговли процедура выдачи субсидий предприятию затянулась на месяцы. А банки, всегда выручавшие завод кредитами, сегодня не хотят идти на риск и давать деньги заемщику, который находится в столь неустойчивом финансовом положении.
ВЫКРУТИТЬСЯ НЕ УДАЛОСЬ
Почти год работать без зарплаты и даже не зная, когда она появится, - и представить-то страшно. Но большинству сотрудников Новосибирского опытного завода измерительных приборов (НоЗИП), где занимаются испытанием различных образцов военной техники, выбирать не приходится. В маленьком поселке Чик другой работы почти нет. К постоянным задержкам зарплаты работники уже привыкли. Им приходилось терпеть по два-три месяца, но так долго - впервые.
По словам директора завода Александра Бухарова, причина столь продолжительных задержек зарплаты - в несовершенстве законодательства. Расходы принадлежащего государству НоЗИПа, согласно положению о казенных предприятиях, должно восполнять государство, но, к сожалению, структура погашения долга «изначально была не продумана»:
- Эта «мина» заложена еще при образовании казенных предприятий, которые создавались в основном как убыточные, но необходимые для сохранения обороноспособности страны, - говорит директор. - Поэтому государство и поддерживает их жизнедеятельность. Система изначально была таковой, что деньги выплачиваются не ежеквартально, а по итогам отчетного периода, который длится год.
Таким образом, предприятие в течение года должно было выкручиваться самостоятельно, после чего отчитаться перед Федеральным агентством по промышленности (которое на сегодня ликвидировано) и получить компенсационную выплату. И, как рассказывает директор, единственным способом выжить в таких условиях был заем денег в банке. Но в нынешнем году эта система не сработала.
- Периодически задолженность возникала и гасилась, потом ситуация повторялась. Брали кредит, год на него жили. А все заработанное предприятием уходило на погашение процентов... В этом году мы снова попытались взять кредит, но в связи с реорганизацией правительства получили отказ. Сегодня банк нам не доверяет. Под какой залог он нам даст деньги? Имущество не наше - федеральное, земля не наша, нам и заложить-то нечего. Раньше мы брали кредит именно под то, что получим субсидию. Вот если бы была гарантия правительства... - вздыхает Александр Бухаров.
Итак, банки отказали в кредитах, а государство обещает погасить свои долги лишь спустя какое-то время, причем конкретных сроков нет. Хотя появилось постановление правительства о том, что в этом году компенсационные выплаты предприятию будут делаться ежеквартально, но радоваться заводчанам пришлось недолго. В правительстве началась очередная реорганизация, Федеральное агентство по промышленности, которое ранее управляло предприятием, было ликвидировано, а его полномочия переданы Министерству промышленности и торговли. Процесс передачи полномочий и оформления документов затянулся, более того - длится до сих пор. Одно ведомство ликвидировано, другое только создается, а заниматься проблемами завода некому. А постановление о ежеквартальном погашении долгов, несмотря на то, что на бумаге существует, пока в силу так и не вступило.
Вместе с работниками директор завода надеется и ждет, что в ближайшее время государство сдержит свое обещание:
- Сейчас обстановка начинает разряжаться - полномочия Министерства промышленности и торговли подтверждаются. Надеюсь, что до конца октября будут приняты конкретные меры по погашению задолженности.
ПОТЕРЯЛИ ВЕРУ
В сентябре этого года председатель профкома завода Татьяна Самохина и члены профорганизации обратились в общественную приемную премьер-министра Владимира Путина с просьбой помочь работникам предприятия и повлиять на ситуацию.
- Мы так надеялись на помощь, но пока вообще никакого ответа на наше обращение не получили, - говорит Самохина.
Ответы же из органов региональной и федеральной власти, куда неоднократно обращался обком профсоюза работников оборонной промышленности Новосибирской области, Самохина называет «отписками», в которых нет ничего обнадеживающего.
По словам председателя Новосибирского обкома работников оборонной промышленности Евгения Плахова, отправлены шестнадцать писем в федеральные структуры власти, не считая шести к властям местным. Пока безрезультатно. Чтобы хоть как-то помочь людям, профком, обком и ЦК профсоюза работников оборонной промышленности собрали небольшие деньги, что называется, с миру по нитке. И организовали небольшие выплаты особо нуждающимся работникам. Деньги чисто символические - 2 - 4 тысячи, но людям, почти год не видевшим денег за свой труд, и это поддержка.
- У работников завода долги по квартплате уже от 10 до 18 тысяч. Сейчас решаем эту проблему. Обещала помочь областная администрация... - рассказывает Евгений Плахов.
Говоря об условиях, в которых трудятся работники предприятия, Татьяна Самохина горько вздыхает:
- Видели бы вы эти условия... Крыши протекают, строения полуразрушенные. Так тяжело... Работают в основном люди уже в возрасте, молодежь к нам плохо идет или увольняется. Во втором квартале на заводе работал 341 человек, но 20 уже ушли...
Предприятие ничего не может предложить молодым специалистам, да они и сами это понимают. А те, кто остался работать на предприятии, - далеко не молоды.
- Люди уже рвутся в знак протеста перекрыть Транссибирскую магистраль, мы удерживаем их с трудом, - сообщает предпрофкома.
- Здесь страшно еще другое, - говорит Плахов. - Вы поймите психологическое состояние людей, у которых в руках есть пушки и гранатометы. К сожалению, мы уже ничего не можем исключать...
КОММЕНТАРИЙ
Председатель Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности Андрей ЧЕКМЕНЕВ:
- Мы были на Новосибирском опытном заводе летом этого года, проводили совещание. Вместе с директором наметили определенные шаги для получения кредита. Но вскоре случился финансовый кризис, и в банках вообще стало трудно взять заем, тем более таким сложным предприятиям, как НоЗИП.
С нашей стороны этот вопрос неоднократно ставился перед властями. Ведь все, в сущности, просто: если вам это предприятие не нужно - рассчитайтесь с людьми и отпустите их, чтобы они где-то еще устраивали свою судьбу, а если вы этого не делаете, тогда надо серьезно подумать о том, как организовать нормальную работу, чтобы не было проблем с задержкой зарплаты. Мы и всевозможные письма высылали в органы власти, но пока дело продвигается медленно. На настоящий момент мы властям уже все по этому поводу сказали. Обращались вплоть до президента...
Люди эти деньги получат в любом случае. Тем казенное предприятие и отличается от акционерного общества, что оно обанкротиться не может, так как за него отвечает государство. Проблема в том, что государство - громоздкая и неповоротливая машина, которая двигается очень медленно. Долги оно обязательно погасит, но есть-то людям хочется сегодня, а не спустя несколько месяцев. Автор: Костина Светлана
|