|
|
|
Коллектив Курганского автобусного завода готов пикетировать Управляющую компанию группы «ГАЗ», в собственности которой находится предприятие. Причиной тому - череда сокращений и увольнений, а также информационный вакуум относительно ближайшего будущего КАВЗа.
Увольнения начались на КАВЗе еще в октябре, и это на заводе расценили как сигнал бедствия. Хотя, возможно, бедствие началось много раньше - в январе нынешнего года, когда Курганский автобусный лишился заказов по федеральной программе «Школьный автобус», которые, в общем, составляли львиную долю производства. Производство «школьников» по федеральной программе ушло в Павловский автобусный завод (Нижегородская область), который является прямым и главным конкурентом нашего КАВЗа. Что, кстати, не мешает обоим предприятиям иметь одного хозяина и принадлежать группе «ГАЗ» (бывший холдинг «РусПромАвто»).
После банкротства КАВЗа в 2003 году предприятие было куплено холдингом «РусПромАвто» Олега Дерипаски, который вдохнул в него вторую жизнь. В 2005 году в связи с реорганизацией «РусПромАвто» наш КАВЗ вошел в дивизион «Автобусы» группы «ГАЗ».
«Мы благодарны этим собственникам, они оказались наиболее эффективными среди всех, кто заступал на завод в «постгосударственный» период, - говорит Татьяна Мезенцева, председатель профкома КАВЗа. С конца 90-х все, кто «рулил» заводом, решали вопросы исключительно личной выгоды. А люди группы «ГАЗ», хотя они и не курганцы, живут нашим производством: хоть нынешний директор Олег Шалаев, хоть предыдущие - Тихоненко, Кадылкин, они не выходили из цехов, знали производство до мелочей. До середины 2008 года КАВЗ показывал быстрый рост объемов производства, завод работал рентабельно».
Однако хозяин - барин, и гоголевское заявление «Я тебя породил - я тебя и убью» в этом случае тоже не исключается. Судьба КАВЗа отныне в руках Управляющей компании группы «ГАЗ», и, по большому счету, повлиять на ее решение будет очень трудно. А решение, очевидно, как раз вызревает. Иначе бы собственники не создали завесу тайны вокруг происходящего на заводе. Как заявил Олег Шалаев, директор КАВЗа (Олег Викторович - менеджер группы «ГАЗ», москвич, но живет и работает в Кургане), «я не обладаю полномочиями общаться с журналистами, вся информация - через пресс-службу ГАЗа в Нижнем Новгороде». И. о. пресс-секретаря Управляющей компании группы «ГАЗ» Олег Гамов в комментариях не отказал, но потребовал письменный официальный запрос.
Сегодня на заводе осталось полторы тысячи работающих против 1 980 на начало этого года. «К концу года останется 1 100, - говорит Мезенцева. - При этом официально заявлено лишь о сокращении 350 человек, между тем «по соглашению сторон» уже уволено 166, и еще подготовлено этих заявлений 111. Людей «выдавливают» с предприятия. Объясняют кризисом и падением рынков сбыта. Но почему-то павловские автобусы продают, там выпускается до 14 000 машин в год, и торговый дом, работающий на группу «ГАЗ», обеспечивает сбыт им, а не курганцам».
Объемы производства КАВЗа упали с 4,5 тыс. машин в 2007 году до планируемых 1,5 тыс. в 2008-м. Между тем на заводе сосредоточены огромные ресурсы: технические, кадровые. О возможностях КАВЗа говорит хотя бы такой факт: некоторое время назад павловский завод передал КАВЗу на оптимизацию автобус «Аврора-4235» - несовершенную машину. Курганские мастера оптимизировали модель, поставили ее на поток. Теперь по распоряжению УК пакет документов по этой машине передан в Павлов. С 2009 года усовершенствованный на КАВЗе автобус должен выпускать павловский завод... Модель «КАВЗ-4238» - плод интеллектуального труда инженеров КАВЗа (в частности конструктора Денисенко), машина среднего класса, для междугородных перевозок, и производство его тоже передается на ПАЗ. Еще пример: городской автобус, модель 4239 - также изобретение конструкторов и техников КАВЗа, огромная вместимость, низкопольная модель была признана лучшей на автосалоне «МИМС» в Москве в прошлом году. На нее КАВЗ делал ставку, планируя работать и развиваться. Сейчас все повисло в неизвестности.
Бывший директор КАВЗа Анатолий Соболев считает, что никаких объективных причин для свертывания производства на КАВЗе нет: «Я не могу относиться равнодушно к судьбе родного предприятия, все эти годы интересуюсь его жизнью. Насколько мне известно, КАВЗ - не убыточное предприятие. Завод имеет огромный потенциал. Что происходит сейчас - непонятно. Я слышал о двух вариантах: либо на заводе оставляют минимум сотрудников и небольшое производство, либо закрывают вовсе. Это сродни катастрофе. Необходимо садиться за стол переговоров и обсуждать ситуацию открыто, а не нагнетать ее», - считает Соболев.
Татьяна Мезенцева 10 ноября побывала в Нижнем Новгороде, на конференции работников профсоюзов предприятий группы «ГАЗ» с председателем правления ГАЗа Сергеем Занозиным. «Он заверил, что без согласования с губернатором и без нашего участия судьба КАВЗа не решится, - говорит Мезенцева, - но жизнь научила нас не верить собственникам».
Профсоюзная организация КАВЗа направила тревожные письма в адрес премьера Владимира Путина, губернатора Олега Богомолова и регионального отделения партии «Единая Россия».
- Мы должны найти решение и загрузить завод заказами, - полагает Алексей Дудич, секретарь Курганского регионального Политсовета партии «Единая Россия». - Курганский автобусный - успешный завод, его продукция конкурентоспособна, мы гордимся этим предприятием. КАВЗ - это достаточно молодой завод, ему всего-то 50 лет, у него огромные возможности, тем более учитывая талантливый, работоспособный коллектив. Мы должны отстоять предприятие, и мы будем бороться.
При неблагоприятном исходе более полутора тысяч человек в Кургане останутся без работы. Если учесть членов их семей - это шесть тысяч курганцев без средств к существованию. На 5 декабря назначена встреча губернатора и Сергея Занозина. Курган замер в ожидании...
|