Отечественный автопром вслед за мировым оказался на передовой антикризисного фронта: сотни работников автозаводов уже отправлены в трудовой нокаут.
ИСПУГАННЫЕ И ЗАТЮКАННЫЕ
Вообще-то Таганрог - место тихое. Но, оказалось, всякой тишине есть предел. Над Таганрогским автозаводом (выпускает автомобили Hyundai) уже сгустились тучи: начались неофициальные сокращения. Как рассказал председатель Ростовского регионального отделения СОЦПРОФа Алексей Цивенко, из 8,5 тысячи работников ТагАЗа уволено 2 тысячи, а всего, предупредило руководство, сократят 3 тысячи человек. - Вначале нам сказали, что сокращения будут официальными, - рассказывает Цивенко, - но потом о них решили не объявлять, а людей просто начали выдавливать. Вынуждают увольняться по собственному желанию, чтобы не платить им пособия. Многих стали переводить в другие подразделения, и тогда они уволились сами. Беда в том, что при официальном сокращении избавляются от худших, а лучших оставляют. А поскольку сокращение на ТагАЗе не объявлено, уходят как раз лучшие, часто - с высшим образованием, те, кто не терпит хамского обращения с собой. Получается обратная селекция.
Раньше завод работал круглые сутки - сейчас остались только первая и вторая смены. Несколько подразделений закрыли, отменили автобусы, развозящие рабочих по домам Терпение лопнуло, когда тагазовцам за октябрь заплатили по 2 тысячи рублей - это, как объяснили, треть тарифной ставки, которая составляет около 6 тысяч. Остальные две трети пообещали заплатить позже. В среднем рабочие получали на заводе по 15-20 тысяч рублей в месяц, однако большую часть этих денег составляли премиальные. Поставив премии вне закона, руководство само навлекло на свою голову грозу.
- В наших планах - забастовка в начале декабря, - решительно говорит Цивенко. - Сейчас готовим листовки и опрашиваем народ, насколько он готов нас поддержать.
Впрочем, есть опасения, что штрейкбрехеры найдутся. По словам профлидера, активность рабочих крайне низка: многие молча пишут заявления об увольнении и уходят. Похожая обстановка и на Ярославском моторном заводе (ЯМЗ). Как рассказал Леонид Афанасьев, лидер свободного профсоюза «Солидарность» ОАО «АВТОДИЗЕЛЬ» ЯМЗ (входит в группу «ГАЗ»), за ноябрь на заводе сократили 2 тысячи человек - с 16 до 14 тысяч, а в перспективе должны уволить треть персонала. С 1 января на ЯМЗ вводится 3-дневная рабочая неделя, отменяются все премиальные и дополнительные тарифы. Рабочим - в основном из числа пенсионеров - предлагают уволиться по собственному желанию, суля за это два месячных оклада.
- Хотим создать при профсоюзе рабочий комитет, чтобы не злоупотребляли сокращениями, - говорит Афанасьев. - Но пока не получается: люди запуганные и затюканные.
СОКРАЩАТЬ, НЕ УВОЛЬНЯЯ
Из правил есть и исключения. Петр Золотарев, лидер профсоюза «Единство» (АвтоВАЗ) сообщил, что кризис пока не коснулся завода: по его словам, с 29 декабря по 16 января работники уйдут в оплачиваемый отпуск. Более того, на заводе нужны сварщики, о чем свидетельствуют объявления о приеме на работу. Алексей Этманов, лидер профсоюза завода «Форд» (Всеволожск), также утверждает, что сокращений на заводе нет и даже идет расширение производства. «Сокращение заработной платы невозможно, если она платится на предприятии без серых схем, - сказал Этманов. - У нас именно так». Происходящее на других предприятиях автопрома он оценивает как «попытку работодателей сохранить свои прибыли за счет рабочих». Однако, по словам профлидера, таким образом они больше потеряют.
Сергей Храмов, лидер объединения профсоюзов России СОЦПРОФ, тоже уверен: экономить на зарплате нет смысла.
- Доля зарплаты в себестоимости автопродукции - всего 12 процентов. Если зарплату рабочим того же «Форда» поднять на 30 процентов (за что они и боролись), то отпускная цена автомобиля «Форд-Фокус» возрастает всего-навсего на 150 долларов. Поэтому, когда в условиях кризиса резко падает сбыт продукции, сокращать надо не работников, а рабочие места. То есть вводить вместо 5-дневной 3-дневную рабочую неделю, как сейчас делает ряд предприятий. И тогда работодатель может никого не увольнять и платить рабочим полную зарплату. При этом экономия будет намного больше, чем при сокращении рабочего. К сожалению, наши директора предприятий не до конца это понимают.
По словам Храмова, при такой политике люди будут держаться за предприятие и, что немаловажно, сохранят покупательную способность. Это значит, они будут покупать отечественную продукцию и, соответственно, развивать потребительский рынок. Храмов сообщил, что СОЦПРОФ уже ведет переговоры с РСПП на предмет подписания подобного соглашения. Между тем Александр Шепель, президент Конфедерации труда России (КТР), считает, что сохранить рабочие места и саму промышленность можно, только стимулируя потребительский спрос:
- Конечно, можно АвтоВАЗу накидать кучу денег, он произведет много автомобилей, но кто их будет покупать? Покупательная способность-то упала. Эти «Лады» и «Тойоты» будут, как танки, которые в СССР производили сотнями тысяч штук и складировали. Поэтому нужно стимулировать конкретного человека, чтобы он имел возможность купить одежду, обувь, автомобиль. А вливания в производства и банки практически бессмысленны. Как и само по себе производство автомобилей при спаде покупательной способности населения.
По мнению Шепеля, стимулировать потребительский спрос можно, к примеру, выдачей долгосрочных кредитов работникам предприятий. А чтобы избежать социальной напряженности, по его словам, возможно перекредитование или минимизация выплат по кредитам за счет государства для тех граждан, которые не могут расплатиться с долгами из-за потери работы. Пока же для борьбы с незаконными сокращениями глава КТР предлагает активизировать работу Рострудинспекции, а властям - усилить бдительность. Автор: Алякринская Наталья
|