Миграция населения и трудовых ресурсов является сегодня объективным процессом во всем мире. Проблемы связанные с трудовой миграцией в России крайне остры и актуальны. В разделе размещены материалы посвящённые трудовой миграции, ее регулированию, а также комментарии государственных и общественных деятелей.
Испания: Массовые акции протеста прошли по всей стране в знак несогласия с реформой образования. Как сообщили испанские СМИ, в самой масштабной демонстрации в Мадриде приняли участие 20 000 студентов.
Германия: Правительство страны одобрило и отправило на рассмотрение в бундестаг законопроект, целью которого является выравнивание мужских и женских зарплат.
Когда Форд во Всеволожске бастовал в прошлом году, многие недоумевали, почему бастуют-то, чего им не хватает, зарплата выше средней и по отрасли, и по области. Полный соц.пакет. Развозка. И многое другое. Так чего же им ещё не хватает? Признаюсь, я тоже так думал, когда мне попадались сообщения об этой забастовке. Теперь я ставлю точки на Мондео. И вижу собственными глазами жизнь завода изнутри. Эта жизнь оказалась не такой уж и привлекательной, какой её рисовала реклама и средства массовой информации. Работаю я на детище Генри Форда недавно, поэтому буду предельно краток.
Из проблем, существующих на заводе важными представляются:
- условия найма,
- условия труда,
- защита профессиональных интересов,
- влияние экономического кризиса.
Все рабочие Форда делятся на две категории: на персонал и работников кадрового агентства Адекко.
Вот некоторые отличия в условиях найма:
№
Персонал форда
Работники кадрового агентства
1.Заработная плата
21 000*
21 000
2. Надбавки
За переработку, за работу в выходные, за вечерние и ночные часы (2 и 3 смены)
Нет
3. Разряды (грейды)
Есть (4)
Нет
4. Обед
Есть
Нет**
5. Профсоюз
Есть
Нет
6. Отпуск
29 дней
28дней
7. Занятость
Постоянная
Временная***
*21 000 – оклад по самому низкому разряду (грейду)
** Выплачивается денежная компенсация 100р. При стоимости полного обеда 150р.
*** Агентство заключает договор с рабочим на определённый срок (3, 6 или 12 месяцев)
Как видно из таблицы, условия найма рабочих от агентства значительно хуже. Проблема усугубляется тем, что администрация может подавать заявку на перевод наиболее отличившихся «адековцев» в штат завода. Создаётся некий стимул дополнительной производительности рабочего и увеличения его уровня лояльности к компании. Иными словами, «адековцы» рисковать не хотят и в борьбе за свои права не участвуют.
Форд – родина конвейера. Именно ум Генри Форда, будь он неладен, породил эту машину-потовыжималку. Я, сварщик кузовного цеха, стою на линии конвейера. Работа идёт в самом напряжённом темпе, норма выработки большая – почти 140 кузовов. Варишь практически без передышки - 2 перерыва по 10 минут + обед полчаса. Остальное время ты перетаскиваешь двадцатикилограммовые подсборки на вытянутых руках. Варишь точки, каждую за считанные секунды, подцепляешь краном и отправляешь на следующую станцию. И тут же хватаешь новую заготовку. И этот цикл повторяется снова и снова. Так как выполнять свои обязанности приходится на предельной скорости, пожилых на конвейере практически нет – работают в основном молодые.
Первые недели от перетаскивания тяжеленных кузовов, у меня с утра сводило пальцы так, что разгибать их можно было только в тёплой воде. Орудую я многопудовым ганом, от которого летят искры такие, что отдельные окалины прожигают перчатку и кожу. Весь день на ногах, чтобы сбегать в туалет, нужно оставить вместо себя кого-нибудь. Всё рабочее время ты варишь, варишь, варишь…
Условия труда запредельные. Поработав несколько месяцев на линии, многие уходят. За такие деньги работу можно найти и полегче. Текучка кадров достигает в отдельные месяцы 25%.
Тяжёлые условия найма и труда сделали создание профсоюзной организации неизбежным. Сейчас на Форде приблизительно 2700 рабочих, из которых около 1300 состоят в профсоюзе. Почему же остальные рабочие не хотят объединяться ради защиты своих профессиональных интересов? Причин много. Я перечислю некоторые из них. Во-первых среди рабочих много семейных, они не хотят рисковать своим положением. Во-вторых, большинство молодых рабочих – из поколения «next». Они живут под лозунгом «бери от жизни всё». В-третьих, много из рабочих наняты уже упомянутой компанией Адекко. В-четвёртых, много приезжих из других регионов – они хотят быстро заработать и боятся потерять работу. В-пятых, значительное число рабочих приезжают на развозках из маленьких городков и посёлков Лен.области – для них фордовская зарплата кажется пределом мечтаний.
Многие из состоящих в профсоюзе не особо проявляют себя в борьбе. Немало активистов устали настолько, что надолго потеряли интерес к профсоюзным делам, время от времени требуется встряска.
Профсоюз довольно отчетливо делится на узкий актив во главе с профкомом и остальных членов организации. И тут дело совсем не в отрыве от масс и привилегиях (все работают в цехах, включая сопредседателей). Просто рабочие не особо проявляют интерес к делам организации – на это нужно тратить своё свободное время и силы. Если говорить о свосем простом уровне, кому, скажем, захочется регулярно ездить в свой выходной на профком и сидеть там пол дня. Но профсоюз представляет собой силу сочетанием активности профкома и массовой поддержки всех остальных членов первички.
Автомобильная промышленность оказалась одной из наиболее уязвимых к стрессовой экономике. С января Форд начнёт сокращение производства с 500 автомобилей в сутки до 300. Рабочих волнует главный вопрос: будет ли сокращение рабочих мест.
Есть тревожные сигналы. Контрактникам из агентства Адекко не продлевают контракт. Один из сварщиков Д. М. (он «адекковец») при телефонном разговоре с представителем агентства узнал, что «компания не довольна результатами его работы и вынуждена расторгнуть с ним контракт». Профком проясняет эту ситуацию: был ли это единичный случай неудовлетворительной работы или речь идёт о скрытом сокращении рабочих.
Кризис ударил по разным сторонам труда: новичкам выдают три комбинезона вместо пяти, отменили выдачу бесплатного сахара на чаепитии в перерывах – адмиистрация экономит на всём. Но пока ощутимых последствий кризиса, например перевода на 2/3 зарплаты, массовых увольнений не наблюдается.
Недавно профсоюз начал переговоры о перезаключении кол.договора, и кризис отнюдь не облегчает их проведение.
Условия найма, условия труда на Форде не из самых лучших. Хотя они не идут ни в какое сравнение с положением рабочих ТагАЗа, но расслабляться не стоит. Борьба за улучшение условий труда – дело не только профсоюза, но и каждого рабочего. Ни в коем случае не стоит обманываться относительным благополучием, а твёрдо отстаивать свои интересы перед работодателем.
Наша сила – в нашей сплочённости, в нашей сознательности, в нашей организованности!
Кризис обостряет противоречия, и если не сейчас, то очень скоро все сомневающиеся поймут, как важно объединиться против работодателя. Профсоюз – первый шаг. Впереди – общественно-политическое объединение рабочих!
Когда Форд во Всеволожске бастовал в прошлом году, многие недоумевали, почему бастуют-то, чего им не хватает? Жизнь завода оказалась не такой уж и привлекательной.
30 января около здания Министерства образования и науки РФ на Тверской улице в Москве состоялась акция педагогов и активистов профсоюзов «Учитель» и «Университетская солидарность».
Германия: Воспитатели немецких дошкольных учреждений и учителя школ во вторник объявили забастовку. Участники акции протеста требуют 6-процентного увеличения зарплаты.
Бангладеш:Глобальный союз IndustriALL и Глобальный союз UNI совместно запустили онлайн кампанию, призывающую правительство страны немедленно и безоговорочно освободить профсоюзных лидеров швейной промышленности.
Италия: Глобальный союз IndustriALL и энергетический гигант Eni продлили глобальное рамочное соглашение, договорившись о расширении прав 33000 работников, напрямую нанятых компанией в 65 странах мира.