Словами, что на рынке труда, мягко говоря, все далеко не безоблачно, сегодня уже никого не удивишь. СМИ пестрят сообщениями, что в феврале-марте 2009 года, а некоторые эксперты считают, что еще и в мае, произойдут новые массовые увольнения. Власти обещают из всех сил противостоять этому, а представители НR-агентств сетуют на то, что за долгое время умалчивания о подлинной глубине кризиса, было потеряно драгоценное время. На прошедшей вчера в ГУ-ВШЭ конференции «Рынок труда: поиск антикризисных стратегий» руководители компаний рассказывали о том, что они планируют делать в условиях развивающегося кризиса, а экономисты и специалисты кадрового рынка объяснить, как в таких условиях работникам жить.
Как было не будет. Будет хуже...
Несмотря на то, что экономика России, как оказалось, очень мощно интегрирована в мировую, рынок труда у нас свой, сугубо специфический. Основная масса населения страны трудится на крупных и средних предприятиях, и лишь не более 7% заняты в малом бизнесе, а потому надеяться, что за счет последнего удастся выстоять, по мнению д.э.н., директора Независимого института социальной политики Татьяны Малевой, абсурдно. Немалая часть россиян, продолжает работать в секторе неформальной занятости, кстати, имеющем вопреки всем стараниям государства, тенденции к росту. И по-прежнему, в стране трудится много пенсионеров, и мало молодежи.
Однако это еще не главное. В борьбе с трудностями российский рынок труда приобрел немалый опыт и научился, по словам Малеевой, нестандартно реагировать на кризисные явления, а именно: неполным рабочим днем, административными отпусками и задолженностью по оплате труда. «Эти механизмы хорошо отлажены, и я не вижу причин считать, что в нынешних условиях рынок труда поведет себя по-иному», - заключает она.
Повторяется многое, но не все... Если посмотреть на официальную кадровую статистику, то, в общем-то, ничего катастрофического пока не происходит. Правда, оперативных цифр нет, мониторинг Минздравсоцразвития и тот сделали закрытым. В итоге, никто достоверно не знает, что происходит и как долго все это продлится, но сегодняшние тенденции экспертов совершенно не радуют и заставляют бояться худшего. «Нынешний кризис ничего общего с кризисом 98-года не имеет, но по характеру протекания для рынка труда будет тяжелее», - полагает Татьяна Малеева.
«Не все коту масленица»
В последние месяцы главной фигурой на рынке труда стал работодатель. Многие владельцы частного бизнеса, в частности, ритейла, не скрывают радости, указывая на излишнюю капризность сотрудников в «тучные годы». По словам директора по персоналу и организационному развитию розничной сети «Эконика» Алла Бедненко, те работники, что приносили реальную пользу и были лояльны к компании, вряд ли будут уволены, в то время как от «балласта» удастся избавиться.
«Мы не просто должны выжить в кризисное время, но и выйти из него с преимуществами», - обрисовывает задачи компании Алла Бедненко. Исходя из ее слов, сделать это вполне реально, поскольку сама ситуация заставляет сотрудников находиться в тонусе, повышать эффективность своей работы и более того, быть готовым к выполнению обязанностей уволенных работников.
Бальзам для профсоюзов
Парадоксально, но наша страна имеет самое жесткое трудовое законодательство в мире, то есть высокую степень защиты наемного работника. «Другое дело, что эта защита должным образом не обеспечена, и все превращается в профанацию», - говорит директор Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Владимир Гимпельсон.
Одним из мифов последнего времени эксперт называет распространенную мысль о том, что в течение нескольких лет зарплата в нашей стране росла быстрее производительности. То, что низкая производительность в России не имеет мировых аналогов, Владимир Гимпельсон спорить не берется, но замечает, что избыточность трудовой силы на конкретном предприятии во многом заложена в самой структуре «нашей монопольной, неконкурентной, построенной «вокруг трубы» экономики».
А вот рождение статистической иллюзии о стремительном росте зарплаты, эксперт объясняет простым незнанием математического анализа. «Все дело в том, что ставить в числительное, а что - в знаменательное. Когда вы сравниваете производительность во времени, которая дефлируется одним дефлятором, с зарплатой, исчисляемую другим дефлятором, вы можете получить, все что угодно», - отмечает он. По его словам, с 2000 года цены производителей стремительно росли вверх в силу удорожания основных материалов, в то время как труд за исключением нескольких секторов становился все дешевле и дешевле. «Поэтому работодатели так легко и шли на повышение зарплат своим сотрудникам», - уверен Владимир Гимпельсон.
Спасется один, спасется и другой
Но сегодня речь идет уже не об этом. Главный вопрос, как выстоять. Фраза, что «не надо раскачивать лодку, потому что в ней сидят все», стала почти крылатой. Экономисты, эксперты, работодатели в один голос призывают государство создать комфортные условия для бизнеса, «не впихивать» лишних налогов и убрать бюрократические препятствия. Кроме того, эксперты предлагают частично децентрализовать налоговые ресурсы, не повышать размер минимальной оплаты труда во избежание еще больших финансовых издержек и стимулировать банки на выдачу образовательных кредитов для молодежи.
Все эти просьбы, в общем-то, звучали и раньше. Остается только надеяться, что пройти трудные времена удастся, по возможности, с наименьшими потерями, а сам кризис, хоть и неприятен, но действительно пойдет на пользу. Автор: Макеева Лариса
|